Аутизм — это часть расстройств аутистического спектра — состояний человека, которые характеризуются нарушениями и проблемами с социальными навыками, речью и невербальным общением.
Причины
Часто после постановки диагноза задают вопрос: какие причины возникновения аутизма у детей? У аутизма нет единственной причины. Исследования показывают, что аутизм возникает в результате сочетания генетических и негенетических или влияний окружающей среды. Однако важно помнить, что повышенный риск — это не то же самое, что причина.
Опять же, большинство этих изменений генов сами по себе не вызывают аутизм. Они просто увеличивают риск. Как эти генетические и негенетические влияния вызывают аутизм? Большинство из них влияет на важные аспекты раннего развития мозга. Некоторые из них влияют на то, как нервные клетки мозга или нейроны взаимодействуют друг с другом. Другие, по-видимому, влияют на то, как целые области мозга взаимодействуют друг с другом.
Многие ошибочно полагают, что вакцинация ребёнка может стать причиной аутизма, но по результатам двадцатилетних исследований учёные не обнаружили никакой связи между вакцинами и аутизмом. Поэтому, прививки не вызывают аутизм.
Значение игры для детей с РАС
Несмотря на то, что дети с расстройством аутического спектра (РАС) имеют свои особенности развития и, как правило, замкнуты и малообщительны, игровой процесс для них не менее важен, чем для обычных детей. По мнению специалистов игра является одним из ключевых факторов в развитии детей.
Игровая деятельность у детей с РАС имеет огромное значение, особенно в формировании познавательных процессов, что в свою очередь позволяет активно развиваться их мышлению, речи и воображению. При этом активизируются исследовательские навыки, творческие способности. Посредством игры происходит установка контактов, налаживаются межличностные отношения. В процессе игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром. Так или иначе ребенок начинает осознавать общепринятые нормы и установленные правила. Но самое главное, что все это происходит ненавязчиво, в безболезненной для ребенка форме.
Однако для достижения высокого результата помимо желания педагога, необходимы дидактические материалы, игры и др.
Для этих целей используются современные технологии, в том числе интерактивное оборудование. Сенсорные столы, доски, мультимедийные комплексы и игровые центры.
Большое количество предустановленных игр и занятий, пакет методических пособий упрощают работу педагога или воспитателя. Если посмотреть на современные решения, то предлагаемое оборудование для детей с PAC имеет продуманный дизайн в располагающих к себе цветовых оттенках. Такое оборудование полностью безопасно. Поэтому можно не переживать, что ребенок повредиться об острый угол мебели. К тому же она не выделяет токсинов, так как изготовлена из качественного ЛДСП и окрашена безопасными составами. Большим спросом сегодня пользуется интерактивное мультимедийное оборудование, которое представлено как самостоятельными элементами, например, интерактивным столом, так и комплексами,включающими все самое необходимое для создания комфортной среды для особенных детей.
Но не все оборудование создано на основе компьютера. Не менее эффективны ландшафтные игровые столы. Они представляют собой огромный стол, на столешнице которого расположены игрушки для проведения развивающих тематических игр. Количество игрушек в одном таком столе может достигать 800 штук и более. Благодаря такому разнообразию можно разыгривать определенные сюжеты.
Современное оборудование позволяет эффективно проводить предметные, стереотипные и сюжетно-ролевые игры, создавая при этом комфортную и непринужденную атмосферу для ребенка.
Симптомы аутизма у детей
Первые симптомы аутизма у ребёнка могут появиться в полтора года и позднее. Согласно исследованиям, ранняя диагностика и начало терапии положительно сказываются на жизни человека в дальнейшем.
Проявления:
- затруднения в коммуникации с социумом;
- ограниченное,
- «ритуальное» поведение.
Дети и взрослые с аутизмом испытывают трудности с вербальным и невербальным общением. Например, они могут не понимать или неправильно использовать и интерпретировать:
- Разговорный язык.
- Жесты.
- Зрительный контакт.
- Выражения лица.
- Тон голоса.
Выражения, которые не следует воспринимать буквально
Людям с аутизмом практически невозможно понимать намёки людей. Дело в том, что мозг у них работает по-другому, соответственно и причинно-следственные и логические связи строятся другие.
Повторяющиеся действия могут быть разными в зависимости от аутистического спектра. Это могут быть:
- Повторяющиеся движения тела;
- Повторяющиеся движения предметами;
- Продолжительный взгляд на огни и яркие предметы;
- Ритуальное поведение;
- Узкий или крайний интерес к определённым темам;
- Потребность в неизменном распорядке дня / сопротивление изменениям.
Часто случается такое, что люди с аутизмом находят для себя определённый интерес и в совершенстве его развивают.
Терапия при аутизме
Вылечить аутизм невозможно. Это не обычное заболевание, а особенность организма. Единственный вариант — это приспособить к нормальной полноценной жизни, так как люди с аутизмом могут спокойно существовать в обществе. Необходимо разработать методику воспитания с детским психологом. Главное — набраться терпения и проявлять к ребёнку доброту и заботу.
Во многих странах применяют нейролептики и антидепрессанты. Это может помочь при обучении. Они работают. Но до сих пор лучшим методом считается работа с психологом. Она помогает многим людям с аутизмом жить полноценной жизнью.
Диагноз «Аутизм» — это вовсе не приговор. Наука и медицина развиваются с каждым годом, предлагая всё новые методы помощи людям, страдающим расстройствами аутистического спектра. Для родителей важно изучить особенности диагноза, поставленного ребёнку и уже в зависимости от степени тяжести проводить необходимую терапию. Стоит запомнить, что при лёгкой форме можно достигнуть социализации ребёнка. Также чем раньше начать лечение, тем успешнее оно будет.