Утренняя зарядка для детей в детском саду

зарядка для детей

Утренняя зарядка для детей в детском саду является важной составляющей для формирования личности малыша. Физическая активность, в том числе и любые упражнения в дошкольном учреждении имеют ряд важных функций и приносят значительную пользу для развития детей. Приучая ребёнка к спорту с самого детства. мы закладываем основу на всю жизнь.

Ведь, все мы знаем, что «в здоровом теле — здоровый дух!» И это не просто слова, а народная мудрость.

Польза от физической активности

Основной целью утренней гимнастики для детей является укрепление здоровья за счёт физической активности. Регулярные физические упражнения поддерживают сердечно-сосудистую систему, укрепляют мышечный аппарат и кости, помогают контролировать вес, улучшают обмен веществ и способствуют общему физическому здоровью.

Дети более подвижны, чем взрослые и чтобы эта активность пошла на пользу, можно направлять энергию в правильное русло — на выполнение полезных упражнений. Какую ещё пользу приносит выполнение утренней зарядки для детей:

  1. Улучшение координации и моторики: зарядка включает в себя упражнения, которые помогают детям развивать грубую и тонкую моторику, чувство баланса и координацию движений.
  2. Стимуляция мозговой активности: физическая активность стимулирует кровообращение и снабжение мозга кислородом, что положительно влияет на внимание, память и когнитивные функции.
  3. Социальное взаимодействие: зарядка часто проводится в групповом формате, что способствует социальному развитию детей, учит их работать в команде и взаимодействовать со сверстниками.
  4. Формирование привычек: рутинное выполнение утренних упражнений воспитывает привычку к регулярным физическим занятиям, которая может служить основой для здорового образа жизни в будущем.
  5. Усиление самооценки и уверенности: успешное выполнение физических упражнений может повысить самооценку детей и дать им чувство достижения, что положительно сказывается на их уверенности в себе и желании пробовать новые вещи.
  6. Выработка энергии и улучшение сна: активные игры и упражнения способствуют более полноценному высвобождению энергии в течение дня и улучшают качество сна.
  7. Снижение стресса: физическая активность у детей может помочь справиться со стрессом и тревожностью, так как во время упражнений вырабатываются эндорфины, также известные как «гормоны счастья».
  8. Воспитание дисциплины: регулярная утренняя зарядка помогает развивать у детей чувство дисциплины и ответственности, так как они учатся следовать определенному распорядку и инструкциям.
В возрасте 3-4 года уделять утренней гимнастике достаточно 5-8 минут. Для более старших детей (5-6 лет) время может быть увеличено до 10-12 минут.

Включая зарядку в ежедневный режим дошкольников, педагоги и родители способствуют всестороннему развитию ребенка и помогают закладывать основу для его здорового и активного будущего.

Как стимулировать выполнение утренней зарядки

Утренняя зарядка для детей 3-4 лет должна быть весёлой, динамичной и не слишком сложной. В этом возрасте акцент делается на игровые элементы и интерес к движению. Чтобы настроить ребёнка на утренние упражнения, можно использовать следующие стратегии:

  • Игровой подход: превратите зарядку в игру или приключение. Воспользуйтесь воображением ребёнка, чтобы создать увлекательную историю, в которой физические упражнения станут частью сюжета. Например, можно представить, что вы путешествуете по джунглям или летаете в космосе.
  • Используйте музыкальное сопровождение. Весёлая и живая музыка мотивирует двигаться. Дети часто любят двигаться под музыку, так это может помочь привлечь их внимание и повысить интерес к упражнениям. Обычно утренняя зарядка для детей в детском саду проводится в музыкальном зале.
  • Подражание и ролевые игры. Дети любят подражать взрослым и другим детям, поэтому сам приступайте к зарядке с энтузиазмом, и ребёнок захочет последовать вашему примеру. Можно также попросить ребёнка показать, как занимаются его любимые герои из мультфильмов или книг.
  • Короткие упражнения: Для малышей долгие занятия могут быть утомительными, так что делайте зарядку короткой и динамичной. От 5 до 8 минут зарядки будет вполне достаточно для этой возрастной группы.
  • Поощрение и поддержка. Поощряйте детей за их старания и успехи. Хвалите за выполненные упражнения, старайтесь сохранять позитивный настрой и не критикуйте за ошибки.
  • Разнообразие упражнений. Интегрируйте различные типы движений, чтобы упражнения не казались монотонными. Приседания, прыжки, бег на месте и подражание животным (например, ходьба как медведь, прыжки как кенгуру) могут разнообразить занятия.
  • Участие в выборе упражнений. Иногда, дав детям возможность выбрать следующее упражнение, вы можете повысить их вовлечённость и заинтересованность.
  • Постановка целей. Установите простые, понятные и достижимые цели. Например, «сегодня мы научимся прыгать на одной ноге» или «попробуем быстрее бежать на месте».

Чтобы детям легче было воспринимать своё тело, можно попробовать использовать загадки про части тела — в игровой форме детишкам всегда легче всё запоминается.


Включите физические упражнения в утренний ритуал, выполняя их по определённому плану каждый день. Это поможет детям лучше адаптироваться и сделает зарядку приятной привычкой.

После завершения упражнений можно предложить малышам что-то приятное в качестве награды за усердие и активное участие, это может быть здоровый завтрак или время для любимой игры.

Зарядка для детей 3-4 лет в детском саду

Вот примерный комплекс лёгких и безопасных упражнений для детей младшей группы (3-4 года), включающий в себя элементы игры и развития основных физических качеств. Упражнения выбраны таким образом, чтобы быть доступными для этого возраста и интересными для детей.

Чаще всего весь комплекс упражнений делится на 3 этапа:

  1. Разминка — включает в себя подготовку мышц к работе. Эта часть не должна сильно нагружать мышечный аппарат. Это может быть ходьба на месте или по кругу.
  2. Основная часть — включает основной комплекс упражнений.
  3. Расслабление — заключительная часть, когда дети успокаиваются после активной нагрузки.

Разминка

Разминка может состоять из некоторых упражнений. в зависимости от того, где выполняется (на улице или в помещении):

  1. Поочерёдно поднимать колени вверх, имитируя ходьбу на месте. Можно считать вместе или петь песенку, чтобы упражнение было более интересным.
  2. Бег по кругу (если занятия проводятся в помещении), либо вокруг кустиков (других предметов. если зарядку выполняют на детской площадке).
  3. Ходьба по кругу на пяточках, на носочках, на тыльной и внешней стороне стопы. Это упражнение является отличной профилактикой плоскостопия.

Основная часть зарядки

Основная часть может состоять из нескольких упражнений из следующего списка:

  1. Прыжки вверх (руки вверх). Встать прямо, ноги на ширине плеч. По команде «вверх» дети прыгают, поднимая руки вверх. Можно прыгать в такт музыке.
  2. Вертолёт. Дети стоят с разведёнными в стороны руками и медленно вращают ими вперёд и назад, представляя себя вертолётами.
  3. Зайчик (прыжки вперёд). Дети приседают и затем прыгают вперёд, как зайчик. Можно организовать «гонку зайчиков», где дети по очереди прыгают на определённое расстояние.
  4. Мельница. Стать, удерживая руки в стороны, и наклоняться, пытаясь левой рукой коснуться правой ноги, затем правой рукой – левой ноги, имитируя вращение мельничных крыльев.
  5. Самолёты. Дети стоят с руками вытянутыми в стороны, и бегают вокруг, имитируя полёт самолёта, наклоняясь в сторону, поворачиваясь и издавая соответствующие звуки.
  6. Медведь. Идти на четвереньках, активно работая руками и ногами. Это упражнение помогает развивать координацию и силу мышц рук и ног.
  7. Лягушка. Стоя на широко расставленных ногах, приседать и делать небольшие прыжки вверх и вперед, как лягушка. Можно соревноваться, кто прыгнет дальше.

Заключительная часть

  1. Фламинго. Балансировать на одной ноге, подняв другую и удерживая руки на талии. Это упражнение помогает развивать баланс и концентрацию внимания. Выполняется поочерёдно на каждую ногу.
  2. Расслабление и дыхание (паровозик). Сидя на полу с прямыми ногами, глубоко вдохнуть, подняв руки вверх, затем медленно выдохнуть, сгибаясь вперёд, чтобы дотянуться до носков ног руками.
  3. Ходьба по кругу также может быть включена в заключительную часть зарядки.

Не забывайте, что все упражнения должны проводиться под контролем взрослого и в безопасных условиях. Поддерживайте позитивный и мотивирующий настрой во время зарядки, чтобы дети чувствовали радость от движения и физической активности.

Упражнения с мячом

Зарядка для детей 3-4 лет в детском саду включает в себя простые и безопасные упражнения, направленные на развитие моторики, координации и физической силы ребенка. Работа с мячом особенно полезна, так как она увлекательна для детей и хорошо развивает глазомер, координацию движений, а также помогает укрепить мышцы рук и ног. Вот несколько примеров упражнений с мячом, которые можно включить в утреннюю зарядку:

  1. Перекатывание мяча. Пусть дети садятся на пол, раздвигают ноги и перекатывают мяч от одного к другому через пол, стараясь не позволить мячу остановиться.
  2. Броски вверх. Научите детей бросать мяч вверх двумя руками и ловить его. Это помогает развить координацию и точность.
  3. Катание мяча. Ребёнок стоит и катает мяч перед собой по прямой, стараясь управлять направлением мяча, используя только ноги.
  4. Подбрасывание и ловля. Пусть каждый ребёнок берёт небольшой мяч и подбрасывает его одной рукой вверх, а затем ловит другой, чередуя руки.
  5. «Тележка». Дети становятся в пары, один ребёнок наклоняется и берёт мяч в руки (ему надо немного присесть, чтобы имитировать тележку), второй держится за его талию со спины и «управляет» этой тележкой, указывая направление, куда катить мяч.
  6. Круговые движения. Ребёнок держит мяч двумя руками и делает круговые движения то в одну, то в другую сторону на уровне живота, чтобы развить гибкость.
  7. Прыжки через мяч. Разложите мячи на небольшом расстоянии друг от друга в ряд или круг. Дети прыгают через мячи на двух ногах, стараясь не касаться их.
  8. Передача мяча под ногами. Пусть дети встанут в круг и передают мяч друг другу под ногами, приседая каждый раз, когда мяч у них в руках.

Помните, что важно поддерживать позитивное и игровое настроение во время зарядки, чтобы дети воспринимали ее как веселое и захватывающее занятие. Следите за безопасностью упражнений и подбирайте мяч подходящего размера и веса для детского возраста.

Зарядка для детей 5-6 лет в детском саду

Для детей старшей группы детского сада (5-6 лет) можно разработать более разнообразные и сложные упражнения, направленные на развитие координации, выносливости, баланса и гибкости. В этом возрасте дети более способны следовать инструкциям и выполнять более сложные движения.

Вот примерный комплекс упражнений для детей старшей группы:

  1. Ходьба с высоким поднятием коленей. Дети ходят на месте, стараясь поднимать колени как можно выше. Можно проводить упражнение под музыку или в ритм считалки.
  2. Бег с изменением направлений. Дети бегают на месте, а затем по команде бегут в указанном направлении (вперёд, назад, влево, вправо). Это упражнение развивает реакцию и координацию.
  3. Прыжки «звёздочка». Дети прыгают, разводя в стороны руки и ноги (как звезда) и возвращаются в исходное положение. Упражнение укрепляет мышцы и развивает координацию.
  4. Мостик. Дети лежат на спине, руки вдоль тела. Затем поднимают таз, прогибаясь в спине и опираясь на плечи и ноги, образуя «мостик». Это упражнение укрепляет спину и развивает гибкость.
  5. Прыжки на двух ногах. Дети прыгают на двух ногах вперед, назад и в стороны. Можно обозначить область, в пределах которой нужно прыгать, или рисовать фигурный курс с линиями.
  6. Кошка. Дети стоят на четвереньках и изгибают спину то вверх, подняв голову (выгиб), то вниз, опустив голову (прогиб), имитируя растяжку кошки.
  7. Ласточка. Дети стоят на одной ноге, наклоняются вперёд и одновременно отводят назад свободную ногу с вытянутыми в стороны руками, стремясь сохранить баланс. Упражнение на развитие равновесия и концентрации.
  8. Лыжник. Дети стоят на ширине плеч и имитируют движения лыжника: наклоны корпуса вперёд, руками выполняют движения, как будто отталкиваются лыжными палками.
  9. Ползанье «под забором». На полу выполняют двигательные действия, как если бы ребёнок ползал под забором: на животе проползают вперёд, опуская голову и представляя, что пространство ограничено.
  10. Расслабление. После активных упражнений важно отдохнуть и расслабиться. Дети ложатся на спину, закрывают глаза и глубоко дышат, представляя, будто они плывут по морю на лодке или лежат на облаке.


Важно прислушиваться к самочувствию детей и при необходимости делать корректировки в упражнениях, чтобы избежать перенапряжения. Убедитесь, что дети правильно осваивают технику выполнения, чтобы минимизировать риск травм. При выполнении комплекса поощряйте детей и поддерживайте положительную и игровую атмосферу.

Как делать зарядку для детей в детском саду

Зарядку в детском саду можно выполнять как в помещении, так и на улице, в зависимости от погодных условий, состояния здоровья детей и возможностей детского сада. Вот несколько советов, которые помогут организовать зарядку максимально эффективно и безопасно.

Зарядка в помещении

  • Убедитесь, что спортзал или музыкальный зал (или другое помещение), где будет проводиться зарядка, хорошо проветрено.
  • Проверьте, чтобы на полу не было предметов, о которые можно споткнуться или пораниться.
  • Используйте мягкие коврики для упражнений, где это необходимо, чтобы избежать ушибов.
  • Дайте детям достаточно места, чтобы они не мешали друг другу во время упражнений.
  • Если есть возможность — включите динамичную музыку, которая настроит детей на физическую активность.

Зарядка на улице

  • Проведение зарядки на свежем воздухе полезно для здоровья детей, особенно в тёплое время года.
  • Выберите ровную и безопасную площадку, без острых предметов, стекла и других опасностей.
  • Обеспечьте защиту от прямых солнечных лучей: проводите зарядку в тени или используйте головные уборы и солнцезащитный крем.
  • Одевайте детей по погоде: слои, которые можно будет снять, если станет жарко, и наоборот, добавить одежду, если холодно.
  • Проверьте, чтобы дети были обуты в удобную спортивную обувь, чтобы избежать травм на неровной поверхности.

Кому нельзя делать зарядку в детском саду

  • Детям с острыми заболеваниями, повышенной температурой или инфекционными болезнями следует избегать физических нагрузок.
  • Если у ребёнка есть хронические заболевания или физические ограничения, следует проконсультироваться с врачом относительно безопасности и типа возможных упражнений.
  • Детям, недавно перенесшим операцию или травмы, потребуется время на восстановление перед началом физических упражнений.
  • В случае индивидуальной непереносимости физических нагрузок или других противопоказаний по состоянию здоровья также следует исключить участие в зарядке.

Перед началом утренней зарядки рекомендуется проводить лёгкую разминку, чтобы дети постепенно привыкали к нагрузкам. Осуществлять зарядку стоит под присмотром взрослых, которые должны следить за правильностью выполнения упражнений и самочувствием детей.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий