Упражнения и занятия на развитие восприятия, чувства ритма и равновесия

упражнения для детей

В последнее время увеличилось число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии речи. Окружающие уже не удивляются трехлеткам, которые не могут и двух слов связать. Хотя и появилось много методик раннего развития, и детских развивающих центров, где могут предложить практически любую программу на выбор, данная проблема продолжает набирать обороты.

Современные методики логопедов в основном ориентированы на пальчиковую гимнастику и артикуляцию, а также на развитие фонематического слуха. Безусловно, такой подход является поверхностным и не затрагивает более «глубокие» аспекты данной проблемы.

Мозг новорожденного имеет все структуры, что и мозг взрослого человека, однако, большинство из них ещё не активны. Человеческий мозг по-настоящему «взрослеет» годам к 18-20, а у некоторых – к 30. Но для того, чтобы создать, все необходимые связи, мозгу необходим «толчок» извне. В этом помогут упражнения на координацию и равновесие. Ведь, о положительном воздействии физического развития на ум и интеллект уже давно известно. Да и здоровью это не повредит.


Очень многие родители не придают большого значения физической гибкости ребенка. Мол, для чего она? Достаточно того, что ребенок будет сильным, выносливым и ловким. К тому же, чтобы в теле появилась приятная гибкость, необходимо уделить достаточно большое количество времени. А его у современного школьника и так нет.

Природная гибкость дана не всем, но ее можно добиться самостоятельно с помощью упражнений, которые, кстати, еще никому не вредили. К тому же, развитая гибкость помогает овладевать другими навыками. Например, на уроках физкультуры ребенку придется лазать по канатам, прыгать через козла и кувыркаться.

Развитие гибкости способствует уменьшению бытовых травм, таких, как растяжения, вывихи. Хорошо растянутые мышцы меньше напрягаются и быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. К тому же, при выполнении физических упражнений на уроках физкультуры гибкий ребенок тратит меньше энергии, а значит, меньше устает.

Заметьте: все детки, которые занимаются дополнительно хоть какими-то упражнениями на растяжку и гибкость, имеют красивую осанку и походку. Объясняется это тем, что многие упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, мышцы спины.

Почему гибкость легче развивать в детском возрасте? Замечали ли вы когда-нибудь, что многие взрослые не в состоянии наклониться вперед за упавшей вещью, не согнув при этом колен? А то, с какой легкостью малыши засовывают пальцы ножек в рот? Благодаря высокой растяжимости мышечных волокон и подвижности суставов, карапузы легче выполняют многие упражнения на растяжку, им легче дается шпагат или мостик назад.

Когда можно начинать тренироваться

Для малышей подойдут простейшие занятия и упражнения: ритмика, детская аэробика или даже простые подвижные игры во дворе. Для развития равновесия воспользуйтесь обычным фитболом — его сейчас не трудно приобрести в домашнее пользование.

А вот д6-7 лет нет необходимости целенаправленно развивать гибкость, ведь, в раннем возрасте опорно-двигательный аппарат только формируется и подвижность суставов достаточно высока.

К школе мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, но природная гибкость еще сохраняется, поэтому, чтобы пластичность тела не снижалась, самое время заняться йогой, танцами или стрейчингом.


Кстати, для справки: хорошая гибкость может передаваться по наследству, поэтому в балете и цирке очень много династий. Но без чувства равновесия даже там делать нечего. Вот поэтому в цирке деток начинают растягивать с младенчества.

Какие виды детских тренировок выбрать для развития чувства равновесия, ритма и гибкости? Более безопасными считаются стрейч и йога. Детская йога отличается от обычной: в ней нет философского аспекта, детки изучают основные асаны, знакомятся с техникой дыхания, учатся, как правильно войти и выйти из асаны. Йога способствует развитию гибкости тела и подвижности суставов, улучшению координации и останки, благотворно воздействует на работу сердечно-сосудистой системы.

Что касается упражнений стрейч, то они, прежде всего направлены на развитие подвижности в суставах и растяжку основных групп мышц. Но, так как такие занятия требуют от ребенка повышенной концентрации и внимания, то посещать их следует с 6-7 лет.

Игры на равновесие и чувство ритма

Так как у малышей ведущая роль в развитии отведена не коре головного мозга, а подкорковым структурам, то период развития должен включать все стадии: сенсорное восприятие, мелкая и общая моторика, вестибулярный аппарат, чувство ритма и равновесия.

Ниже мы приведём упражнения на равновесие, а также занятия, эффективные при работе с детьми с нарушениями развития речи. Эти простые на первый взгляд игры и упражнения оказывают неоспоримое влияние на развитие нервной системы ребёнка. Хотя для многих родителей эти игры покажутся знакомыми (так как времена отсутствия телефонов и планшетов именно так развлекали родители своих детей), для развития ребёнка они очень важны.

loading...

  • Взять малыша за ноги, покачать из стороны в сторону, затем взять за руки и покрутить вокруг себя. В заключении можно посадить на колени и сыграть «По кочкам, по кочкам…»
  • Игры по типу «Замри-отомри», бегать из стороны в сторону, можно покривляться.
  • Игры в мяч, где нужно отбивать руками и ногами, ловить и подбрасывать мяч вверх. Мяч можно заменить воздушными шариками.
  • Любые игры, где есть команды «Старт» и «Стоп». Можно играть в команде, можно вдвоём.
  • Строить шалаши из подручных средств: стульев, подушек, одеял, проползать через тоннели из стульев или под столом.
  • Любые игры «в ладоши».
  • Надувать и хлопать мыльные пузыри.
  • Прыгать через скакалку.
  • Игры на быстроту реакции, например, где нужно хлопнуть по руке.
  • Игры по типу «Камень, ножницы, бумага».
  • Рисование на манке, перебирание круп, игры с водой (переливать из одной емкости в другую), размазывание пены для бритья на любой поверхности.
  • Любые зимние игры: лепить снеговиков и снежных баб, бросать снежки, валяться в снегу, строить крепости.
  • Кататься на качелях, аттракционах, прыгать на батуте, лазать в детских лабиринтах и домиках. Можно крутиться в офисном кресле.
  • Ходить по обручу, перебирать ногами цветные карандаши и другие предметы.
  • Пытаться попасть в горлышко пустой бутылки различными предметами (пуговицами, карандашами, цветными счетными палочками).
  • Кататься на велосипеде (именно на обычном велосипеде, где обе ноги отрываются от земли по очереди).
  • Стоять, прыгать на одной ноге, подпрыгивать, меняя ноги, прыгать в классики.

Игры на развитие пространственного мышления

Следующие игры и занятия помогают развивать восприятие и пространственное мышление.

  • Игры на «угадай»: в мешочек крадутся разные предметы (игрушки, орехи, фрукты) и ребёнок должен угадать на ощупь, что лежит внутри. Можно таким же образом угадывать с закрытыми глазами вкус различных фруктов или запахи.
  • Поиск мелких игрушек в большой емкости с чем-то сыпучим (горох, гречка, фасоль).
  • Рисование и угадывание букв и цифр на спине ребёнка.
  • Малышам: давать в ручку предметы из различной ткани: игрушки, носочки, меховые изделия, щётки.
  • Рисование мальчиковыми красками.

Перечисленные выше упражнения на равновесие для детей, игры и занятия могут кому-то показаться до безобразия простыми и неэффективными. Но мы говорим о развитии мозга малыша, который не знаком с предметами окружающего мира. А для формирования связей в головном мозгу ему нужна информация. Именно та информация, которую даст мозгу грудничка внешнее воздействие, и определит дальнейшее развитие.

Развиваем координацию, играя

Каждый ребёнок развивается по индивидуальному графику, кто-то первый начинает ползать или сидеть, кто-то — говорить. Не стоит завышать своих требований, а вот помочь в развитии координации родители могут.

До полугода

Пока малыш находится в мамином животике, ему легко и комфортно двигать ручками и ножками — его движения облегчают околоплодные воды. Но после родов младенец может рассчитывать только на свои мышцы. Чтобы взять игрушку, ему для начала необходимо научиться к ней тянуться, а потом сжимать пальчики, чтобы взять. Давайте малышу трогать различные по фактуре предметы, брать, бросать.

Малютку привлекает буквально всё: и мобиль, висящий над кроваткой, и игрушка, лежащая на прикроватной тумбочке, и яркий коврик над кроваткой. А чтобы дотянуться до предмета, малышу нужно научиться ползать. Чаще выкладывайте кроху на животик, а рядом положите яркие игрушки — пусть пробует до них дотянуться.

В последнее время педиатры рекомендуют свободное пеленание, а ещё лучше ползунки и кофточки, которые не сковывают движения карапуза. Деткам нужна свобода, чтобы они могли двигать ручками и ножками, а иначе как они будут осваивать движения? К тому же, не ограничивайте пространство лишь манежем или кроваткой. Используйте специальный развивающий коврик, который полезен для развития тактильных ощущений.

Гуляя на улице, привесьте к коляске разные игрушки и погремушки — кроха будет пытаться до них дотянуться, что является замечательной тренировкой мышц спины и рук.


После 6 месяцев

Не стоит высаживать малыша «в подушках», как это делали наши мамы и бабушки, лишь потому что малышу уже исполнилось полгода. Кроха сам сядет, когда его мышцы спины окрепнут и будут готовы.

Можно привесить на кроватку мягкую перекладину так, чтобы малыш мог до неё дотянуться. Чтобы сесть, ему понадобиться уцепиться за неё и подтянуться. Так он сам будет тренировать свои ручки, спину и шею.

После того, как малыш уже сидит без поддержки, он будет осваивать новый навык — ползание. Будьте осторожны — на оставляйте детей одних на диване или кровати — малыши могут упасть. Совершенствовать этот навык лучше на полу, но на тёплом коврике.

Учимся ходить

Так заведено природой, что с четверенек человек поднимается на две ноги. Но вот это время у всех разное — кто-то топает уже в 10 месяцев (с поддержкой), кто-то не торопится и в год. Когда малыш научился уверенно сидеть, а ещё лучше ползать, то можно его высаживать в специальные ходунки на колёсах, чтобы он осваивал новый навык — ходьбу.

Родители должны быть готовы к тому, что малыш скоро пойдёт. А именно: необходимо обезопасить «поле действий» — приклеить специальные силиконовые накладки на острые углы, ящики и дверцы защитить специальными накладками. И маме так спокойней, и малыш будет безопасно исследовать окружающий мир. Ведь если мама будет запрещать идти туда, куда кроха хочет, у него может пропасть всякое желание познавать окружающее пространство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *