Психологи стали говорить о «трудных детях» в тридцатые годы XX века. В России нет синонима этому определению.
Что же такое школьная дезадаптация? Можно говорить о том, что это нарушение адаптации в обществе, при котором становится практически невозможным обучение по выбранной, в соответствии с интеллектуальными способностями ребенка, программе, а также нарушение принятым поведенческих норм в образовательном учреждении.
Психологи выделяю три важных признака содержания понятия «трудные дети».
Признаки «трудных детей»
- дети и подростки проявляют отклоняющееся или девиантное поведение;
- агрессивное поведение (разрушительное поведение, направленное на других людей);
- аутоагрессивное поведение (разрушительное поведение, направленного на самого себя);
- суицидальное поведение;
- аддитивное поведение (алкоголь, наркотики, кибер), страсть к чему-либо;
- делинквентное поведение (несовершеннолетнее лицо, совершающее противоправные действия);
- криминальное поведение (уголовно-наказуемое правонарушение).
- дети и подростки, поведение которых исправляет крайне трудно (не следует путать два термина «педагогически запущенный ребенок»* и «трудные дети»).
- дети и подростки, которым крайне необходим индивидуальный подход от воспитателей, а также коллектива сверстников
Пример: подростки, у которых очень ярко протекает подростковый кризис; дети с яркими проявлениями акцентуаций характера.
* «Педагогически запущенный ребенок» – ребенок, который по тем или иным причинам выпал из системы педагогического воздействия;
Признаки и причины
Как распознать школьную дезадаптацию у ребенка? Где начинаются проявления социальной и школьной дезадаптации? Если родители замечают следующие факторы в поведении ребенка, то в этом случае можно предполагать у ребенка о дезадаптации:
- увеличение времени подготовки домашних заданий либо отказ его выполнения;
- ребенок постоянно нуждается в помощи со стороны взрослых и контроле при выполнении домашних заданий;
- ребенок нуждается в сопровождении репетитора;
- ребенок теряет интерес к процессу обучения;
- ребенок значительно больше получает неудовлетворительных оценок в школьной деятельности, когда ранее она была успешной;
- страх перед контрольными работами.
Причины формирования школьной дезадаптации
На формирование школьной дезадаптации влияют не только факторы внешнего окружения. Практически все вокруг ребенка — семейные отношения, наличие братьев или сестер, даже состояние здоровье — влияет на отношение ребенка к учебе и со сверстниками.
Внешние факторы: школа и семья.
- к ребенку не подходят индивидуально;
- меры воспитания неадекватны;
- нетерпимое отношение учителя, резкие высказывания в адрес ребенка;
- несправедливость оценки деятельности ребенка;
- отсутствие сопровождения ребенка в обучении при пропусках уроков;
- непонимание ребенка;
- смысловые барьеры – ребенок понимает, что от него требуют, но упорно отказывается выполнять.
Существует несколько видов школьной дезадаптации:
- учебная школьная дезадаптация;
- плохая успеваемость;
- второгодное обучение;
- школьные страхи;
- дисциплинарная (поведенческая) школьная;
- прогулы;
- нарушение дисциплины;
- контактная школьная дезадаптация;
- изоляция ребенка (шизоидный тип акцентуации);
- конфликты (демонстративные, эпилептоидный, гипертивный).
Внутренние факторы: соматический фактор (здоровье), психический фактор.
Существуют также смешанные формы школьной дезадаптации, например, причиной может быть определенные заболевание в совокупности с проблемами в школе.
Лечение и профилактика
Как же не допустить родителям такой проблемы, как школьная дезадаптация, а если уж ее диагностировали, то как с ней справиться?
Первый шаг к недопущению подобной проблемы — запись ребенка в школу в «его» период. То есть, не стоит отправлять малыша учиться раньше, чем положено. Детские психологи недаром отметили возраст, когда и нервная система ребенка, и его внутренний мир готовы к восприятию новой информации — это минимум 7 лет.
Перед школой стоит подготовить ребенка. Поговорить об обучении, рассказать, как живет школа, что в ней есть. Попытаться заинтересовать ребенка, записав на дошкольные курсы именно к тому учителю, к которому планируете ходить в дальнейшем.
Проводите с ребенком больше времени за развивающими занятиями, наиболее подходящими его возрасту. Обратите внимание на то, что до школы ребенок воспринимает новое в виде игры, а не скучных лекций.
Таким образом, родители смогут избежать массу проблем, связанных с появившейся школьной дезадаптацией.