Трудности школьной дезадаптации

Трудности школьной дезадаптации

Психологи стали говорить о «трудных детях» в тридцатые годы XX века. В России нет синонима этому определению.

Что же такое школьная дезадаптация? Можно говорить о том, что это нарушение адаптации в обществе, при котором становится практически невозможным обучение по выбранной, в соответствии с интеллектуальными способностями ребенка, программе, а также нарушение принятым поведенческих норм в образовательном учреждении.

Психологи выделяю три важных признака содержания понятия «трудные дети».

Признаки «трудных детей»

  • дети и подростки проявляют отклоняющееся или девиантное поведение;
  • агрессивное поведение (разрушительное поведение, направленное на других людей);
  • аутоагрессивное поведение (разрушительное поведение, направленного на самого себя);
  • суицидальное поведение;
  • аддитивное поведение (алкоголь, наркотики, кибер), страсть к чему-либо;
  • делинквентное поведение (несовершеннолетнее лицо, совершающее противоправные действия);
  • криминальное поведение (уголовно-наказуемое правонарушение).
  • дети и подростки, поведение которых исправляет крайне трудно (не следует путать два термина «педагогически запущенный ребенок»* и «трудные дети»).
  • дети и подростки, которым крайне необходим индивидуальный подход от воспитателей, а также коллектива сверстников


Пример: подростки, у которых очень ярко протекает подростковый кризис; дети с яркими проявлениями акцентуаций характера.

* «Педагогически запущенный ребенок» – ребенок, который по тем или иным причинам выпал из системы педагогического воздействия;

Признаки и причины

Как распознать школьную дезадаптацию у ребенка? Где начинаются проявления социальной и школьной дезадаптации? Если родители замечают следующие факторы в поведении ребенка, то в этом случае можно предполагать у ребенка о дезадаптации:

  • увеличение времени подготовки домашних заданий либо отказ его выполнения;
  • ребенок постоянно нуждается в помощи со стороны взрослых и контроле при выполнении домашних заданий;
  • ребенок нуждается в сопровождении репетитора;
  • ребенок теряет интерес к процессу обучения;
  • ребенок значительно больше получает неудовлетворительных оценок в школьной деятельности, когда ранее она была успешной;
  • страх перед контрольными работами.

Причины формирования школьной дезадаптации

На формирование школьной дезадаптации влияют не только факторы внешнего окружения. Практически все вокруг ребенка — семейные отношения, наличие братьев или сестер, даже состояние здоровье — влияет на отношение ребенка к учебе и со сверстниками.


Внешние факторы: школа и семья.

  • к ребенку не подходят индивидуально;
  • меры воспитания неадекватны;
  • нетерпимое отношение учителя, резкие высказывания в адрес ребенка;
  • несправедливость оценки деятельности ребенка;
  • отсутствие сопровождения ребенка в обучении при пропусках уроков;
  • непонимание ребенка;
  • смысловые барьеры – ребенок понимает, что от него требуют, но упорно отказывается выполнять.

Существует несколько видов школьной дезадаптации:

  • учебная школьная дезадаптация;
  • плохая успеваемость;
  • второгодное обучение;
  • школьные страхи;
  • дисциплинарная (поведенческая) школьная;
  • прогулы;
  • нарушение дисциплины;
  • контактная школьная дезадаптация;
  • изоляция ребенка (шизоидный тип акцентуации);
  • конфликты (демонстративные, эпилептоидный, гипертивный).

Внутренние факторы: соматический фактор (здоровье), психический фактор.

Существуют также смешанные формы школьной дезадаптации, например, причиной может быть определенные заболевание в совокупности с проблемами в школе.

Лечение и профилактика

Как же не допустить родителям такой проблемы, как школьная дезадаптация, а если уж ее диагностировали, то как с ней справиться?


Первый шаг к недопущению подобной проблемы — запись ребенка в школу в «его» период. То есть, не стоит отправлять малыша учиться раньше, чем положено. Детские психологи недаром отметили возраст, когда и нервная система ребенка, и его внутренний мир готовы к восприятию новой информации — это минимум 7 лет.

Перед школой стоит подготовить ребенка. Поговорить об обучении, рассказать, как живет школа, что в ней есть. Попытаться заинтересовать ребенка, записав на дошкольные курсы именно к тому учителю, к которому планируете ходить в дальнейшем.

Проводите с ребенком больше времени за развивающими занятиями, наиболее подходящими его возрасту. Обратите внимание на то, что до школы ребенок воспринимает новое в виде игры, а не скучных лекций.

Таким образом, родители смогут избежать массу проблем, связанных с появившейся школьной дезадаптацией.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий