Тестирование перед школой: что нужно знать и уметь

тестирование перед школой

Тестирование перед школой в нашей стране помогает оценить готовность к учёбе каждого конкретного ребёнка. Чаще всего тестирование проводится в виде собеседования с ребёнком, на котором ему предлагается выполнить некоторые задания. В ходе собеседования учитель выясняет уровень готовности и знаний будущего ученика в области математики, развития речи, окружающего мира. Также оцениваются память, логика, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Следует помнить, что нормативные требования могут меняться, так что рекомендуется проверять актуальную информацию на момент подачи документов. Сегодня рассмотрим, что именно проверяют на собеседовании с ребёнком перед 1 классом.

Основные требования

Ребёнок должен достигнуть возраста 6 или 7 лет в год зачисления в первый класс. Условия зачисления детей, которым исполнится 6 лет после 1 сентября текущего учебного года, могут варьироваться в зависимости от политики конкретной образовательной организации и результатов психолого-педагогического тестирования.

Документы для зачисления в школу (список) выглядят следующим образом:

  • Заявление от родителей (законных представителей) о приёме ребёнка в школу.
  • Свидетельство о рождении ребёнка (предоставляется оригинал и копия).
  • Медицинский полис (оригинал и копия).
  • Справка о прививках и форма 026/у-2000 (или актуальная на данный момент) — медицинская карта учащегося, выданная педиатром.
  • Фотография ребёнка (в некоторых школах).

Предпочтение при зачислении обычно отдаётся детям, проживающим по адресу, закреплённому за школой. При этом требуется предоставить подтверждение регистрации по месту жительства ребёнка или родителей.

Дополнительные требования и процедуры

  • Адаптационное интервью: в некоторых школах могут проводиться беседы с ребёнком и его родителями, чтобы оценить готовность ребёнка к школьному обучению и возможные особенности его развития.
  • Тестирование: хотя формальные экзамены для поступления в первый класс не предусмотрены, школы могут организовывать тестирования для оценки развития потенциальных первоклассников с акцентом на социальную адаптацию, эмоциональное развитие и основные учебные навыки.


На что стоит обратить внимание:

  • Не требуется наличия каких-либо академических навыков или предварительного обучения для поступления в первый класс, основное внимание уделяется социальной адаптации ребёнка и его готовности к школьному обучению.
  • В случае наличия у ребёнка особых образовательных потребностей, родителям следует заблаговременно обсудить с администрацией школы все условия и возможные адаптации процесса обучения.

Обязательно уточняйте информацию на официальных сайтах образовательных учреждений или у уполномоченных органов образования, так как требования могут меняться.

Каких врачей нужно пройти перед зачислением в 1 класс

Перед зачислением ребёнка в первый класс в России необходимо пройти комплексное медицинское обследование, чтобы убедиться в готовности будущего школьника к обучению. В ходе медицинского осмотра будут оценены физическое здоровье ребёнка, его физическое и психоэмоциональное развитие.

Ниже представлен перечень специалистов, которых обычно рекомендуется посетить в рамках подготовки к школе. Однако важно помнить, что требования и список специалистов могут меняться, поэтому актуальную информацию следует уточнять в учреждении здравоохранения или образования.

Список врачей и специалистов:

  1. Педиатр – проводит общий осмотр ребёнка, оценивает его физическое развитие, осматривает вакцинационный паспорт, выдаёт направления к другим специалистам.
  2. Офтальмолог (окулист) – проверяет зрение ребёнка, наличие или отсутствие дефектов зрения, назначает коррекцию при необходимости.
  3. Отоларинголог (ЛОР) – осматривает органы слуха и горловые пути. Важно для обеспечения нормального слуха и профилактики частых ОРВИ.
  4. Ортопед – осматривает осанку ребёнка, проверяет костно-мышечную систему на предмет возможных отклонений.
  5. Невролог (педиатрический) – оценивает нервно-психическое развитие, проверяет координацию, рефлексы и возможные неврологические нарушения.
  6. Психолог – проводит оценку психоэмоционального состояния и готовности ребёнка к школьному обучению, может рекомендовать методы адаптации, если это необходимо.
  7. Логопед – проверяет развитие речевых навыков, наличие или отсутствие речевых расстройств.
  8. Стоматолог – осматривает полость рта, выявляет заболевания зубов и десен, предлагает план лечения или профилактики.


Дополнительные исследования:

  • Общий анализ крови и мочи – для выявления общего состояния здоровья, а также возможных скрытых воспалительных процессов.
  • ЭКГ (электрокардиограмма) – при необходимости, для оценки работы сердца.

Медицинский осмотр обычно начинается с посещения педиатра, который выдаст направления к узкопрофильным специалистам. После прохождения всех необходимых осмотров и сдачи анализов родители получают медицинскую карту учащегося (форма 026/у-2000), которая предъявляется в школу при оформлении документов.

Важно! Рекомендуется начать подготовку к медосмотру заранее, поскольку в преддверии нового учебного года нагрузка на медицинские учреждения увеличивается.

Помните, что подготовка к школе — это ответственный процесс, и своевременное обследование позволит обеспечить ребенку комфортную и успешную учёбу.

Интеллектуальное тестирование

В нашей стране перед зачислением в первый класс общеобразовательной школы дети могут проходить различные виды диагностики, включая педагогическое наблюдение, психолого-педагогическую диагностику или интеллектуальное тестирование. Обычно родителей пугает тестирование перед школой, которое должен пройти их ребёнок.

Однако важно понимать, что подходы к такой диагностике могут варьироваться в зависимости от конкретной образовательной организации. Помимо этого, согласно законодательству, никакие тесты или экзамены для поступления в первый класс не проводятся в качестве обязательных. Но для выявления индивидуальных особенностей развития ребёнка и его готовности к обучению школы могут проводить оценочные встречи.

Что обычно учитывается:

  1. Социально-бытовая адаптация. Умение ребёнка самостоятельно пользоваться предметами гигиены, ориентирование в жизненно важных для ребёнка социальных ситуациях.
  2. Развитие речи. Уровень развития речи, словарный запас, способность строить предложения, рассказывать небольшие истории или пересказывать увиденное и услышанное.
  3. Физическое развитие. Мелкая и крупная моторика, координация движений.
  4. Эмоционально-волевая сфера. Способность ребёнка контролировать свои эмоции, степень развития внимания и концентрации, умение следовать указаниям и выполнять задания в определенных условиях.
  5. Познавательные способности. Умение анализировать, сравнивать, обобщать; первичные математические представления (счет в пределах 10, элементарные математические операции), начальные навыки грамоты (восприятие букв, умение составлять слоги из букв, возможно чтение).

Чтобы подготовка к школе у ребёнка не вызывала неприятных ассоциаций, можно плавно готовить его к ней. Например, изучить загадки про школу и учителей.

Важные моменты

  • Тестирование не должно быть стрессом для ребёнка. Важно, чтобы родители подготовили будущего школьника к встрече с педагогами или психологами, объяснив, что это не экзамен, а возможность познакомиться с будущим учителем и школой.
  • Результаты диагностики не являются основанием для отказа в приёме в школу. Основная цель таких встреч — оценить, как школа может помочь ребёнку адаптироваться к новому для него образовательному процессу и какие коррекционные или развивающие программы могут быть рекомендованы.
  • Возможна индивидуальная оценка готовности. Если у педагогов или родителей есть особые замечания или пожелания касаемо развития ребёнка, они могут быть обговорены индивидуально с психологом или педагогом.

Подготовка к школе — это важный этап, в котором центральное место занимает поддержка и понимание со стороны родителей. Взаимодействие с образовательной организацией поможет сделать этот переход максимально комфортным и радостным для вашего ребёнка.

Примеры вопросов на тестировании ребёнка

При поступлении в первый класс в России формального тестирования, которое являлось бы обязательным условием для зачисления, как правило, не проводится. Однако школы могут провести встречи с будущими первоклассниками и их родителями, чтобы оценить уровень подготовленности ребёнка, его психологическое состояние и интерес к учёбе. При этом могут задаваться вопросы и проводиться различные задания, направленные на выявление общего уровня развития ребёнка, его знаний, умений и навыков.

Ниже приведены примеры заданий, которые потенциально могут быть предложены для оценки различных аспектов готовности ребёнка к школьному обучению. Важно отметить, что это лишь примеры, и конкретный набор вопросов/заданий может значительно отличаться в разных образовательных учреждениях.

Общие сведения о себе

  1. Как тебя зовут? Нужно назвать имя и фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Или назвать дату рождения.
  3. Где ты живёшь? Нужно назвать полный домашний адрес, включая, страну, город, улицу и дом.
  4. Кто твои мама и папа? Нужно назвать полные имя и отчество, кем работают  и возраст.
  5. У тебя есть братья или сёстры? Кто они? Нужно назвать братьев и сестёр, сколько им лет, кто они (чем занимаются, школьники, дошкольники и т.д).

Будущий школьник должен рассказать о себе, используя вопросы учителя. Однако, следует учитывать, насколько стеснительный ребёнок, его зажатость на тестировании. Отличным результатом считается развёрнутый рассказ о себе с полными ответами на вопросы.

Знания счёта и ориентация в пространстве

Во время тестирования учитель оценивает уровень математических знаний и умений будущего ученика. Чаще всего оценка происходит по 20-балльной системе. Тест состоит из 10 вопросов, за каждый полный и правильный ответ начисляют по 2 балла, за неполный – 1, и 0 баллов – за неправильный ответ. Список вопросов может отличаться у каждой школы, но примерно будут такие:

  1. Посчитай до 10 и обратно.
  2. Назови чётные числа от 0 до 10 (и обратно, по порядку).
  3. Нечётные цифры от 1 до 9 (и обратно, по порядку).
  4. Сколько будет 2+3 (примеры могут отличаться). Могут попросить решить задачку из жизни, например: у тебя было 4 яблока, одно ты отдал другу, сколько осталось?
  5. Определить числа-соседи заданного числа. Могут попросить назвать, какое число расположено между другими (например, между 6 и 8).
  6. Назови геометрические фигуры, какие знаешь (либо назвать форму предмета на картинке, цвет, сравнить по величине и т.д.).
  7. Покажи на пальцах число «5» (или любое другое).
  8. Назови времена года (или какое сейчас время года).
  9. Покажи, где левая рука (правая, показать верх, низ).
  10. Какое сейчас время суток (умение определять утро, день, вечер, ночь).

Отличным результатом считается оценка в 15-20 баллов. Хорошим результатом назовут 10-15 баллов. Оценку «удовлетворительно» получит ребёнок, набравший 5-10 баллов. Ну а если малыш набрал 5 баллов – то результат будет неудовлетворительным.

Общие знания (окружающий мир)

Уровень знаний ребёнка окружающего мира могут определять после нескольких общих вопросов (также каждая школа составляет свой список вопросов). Обычно в этот перечень включена та база знаний, которую ребёнок получает в детском саду или на подготовительных курсах. Вопросы могут быть такими:

  1. Назови лесных животных (или домашних).
  2. Какие цвета на светофоре?
  3. Назови дни недели (месяцы, времена года, месяцы конкретного времени года, части суток).
  4. Дикие и домашние птицы (например, назвать по 5 каждого вида).
  5. Назови 5 имён девочек (или мальчиков).
  6. Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
  7. Комнатные и уличные цветы или растения (или кустарники, грибы, деревья, например, назвать по 5 каждого вида).

Обычно каждый ответ также оценивают по 2 балла, а затем суммируют их.

Развитие речи

При тестировании учитель также оценивает уровень грамматических знаний и развития речи ребёнка. Оценивается каждый ответ также по балльной системе (например, каждый полный ответ – 2 балла, неполный – 1 балл, неправильный – 0 баллов). Вопросы могут отличаться в разных школах, но примерно состоят из следующих:

  1. Расскажи стихотворение. Могут попросить рассказать, например, историю о своём домашнем питомце.
  2. Перескажи любимую сказку (или рассказ).
  3. Какой звук издают разные животные (кошка, собака, корова)?
  4. Какие звуки гласные, какие – согласные (нужно уметь отличать).
  5. Составь предложение со словом «…». Ребёнок должен уметь составлять простые предложения с заданным словом или двумя.
  6. Какие звуки твёрдые, какие – мягкие (уметь определять).
  7. Посчитать количество звуков в заданном слове. Могут попросить разбить слово на слоги.
  8. Подобрать синонимы и антонимы к заданному слову. Могут попросить придумать рифму к заданному слову.
  9. Уметь отличать понятия «большой-больше-самый большой» (и похожие варианты).
  10. Сгруппировать предметы по признаку (например, на картинке выделить овощи, животных, по цвету, по размеру и т.д.). Также нужно уметь исключать лишнее из списка.

Логика, память и внимание

Обычно такой тест проводят по картинкам и оценка также проводится по балльной системе (2 балла за полный ответ, 0 – за неправильный). Что нужно уметь делать?

  1. Уметь исключать лишний предмет из предложенных и объяснить свой выбор.
  2. Находить отличия и сходства между двумя картинками. Могут попросить назвать сходства и различия двух животных или предметов (например, кошка и мышь, собака и ворона и т.д).
  3. Уметь выполнить порядок действий, предложенных учителем. Например, достать из пенала ручку или карандаш, написать буку или цифру на листе, убрать ручку в пенал, отложить лист в сторону.
  4. Могут попросить нарисовать простой рисунок по памяти, показав его на 10-20 секунд.
  5. Уметь объяснить простые явления (например, почему наступает ночь или день).
  6. Задачка на логику и счёт: на столе лежали 3 карандаша, один упал, сколько осталось на столе? Или такая: на яблоне 4 веточки, на каждой по 2 яблока, сколько всего яблок на дереве?

Эти задания могут быть использованы в ходе индивидуального общения с ребёнком для того, чтобы понять, какие у него есть интересы, какое уровень его подготовки к школе, а также чтобы выявить потенциальные области, в которых будущему ученику может потребоваться дополнительная поддержка. Этот подход носит скорее диагностический и ориентировочный характер и не является критерием для зачисления ребёнка в школу.


Говорят,что раскраски для детей развивают мелкую моторику и готовят малыша к поступлению в школу. Мы подобрали для вас самые разные раскраски с птицами, с животными, с морскими обитателями, овощами и тематические (например, раскраски к 8 Марта).

Рекомендации для родителей

Подготовка к тесту перед зачислением в школу – это важный этап для родителей и их детей. Задача родителей – обеспечить ребёнку поддержку и подготовку, не создавая при этом излишнее напряжение. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам в подготовке:

  1. Развитие общих навыков. Сосредоточьтесь не только на знаниях, которые прямо проверяются в тесте, но и на общих навыках учебной деятельности – внимательности, способности следовать инструкциям, умении работать самостоятельно.
  2. Игровая форма обучения. Используйте игры и интерактивные методы обучения для развития навыков чтения, письма, счёта и логического мышления. Это делает процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым для ребёнка.
  3. Чтение и рассказывание. Регулярно читайте вместе с ребёнком книги, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы по тексту. Это развивает речь, память и внимание.
  4. Практика письма. Поощряйте ребёнка практиковаться в письме, начиная от простых букв и заканчивая целыми словами и небольшими предложениями. Важно учить правильно держать ручку и формировать аккуратный почерк.
  5. Основы математики. Играйте в игры, которые развивают счётные навыки, умение сравнивать числа, понимание базовых математических операций (сложение, вычитание).
  6. Эмоциональная подготовка. Обсуждайте с ребёнком его ожидания от школы, слушайте его опасения. Объясните, что тестирование – это не повод для волнения, а лишь способ узнать немного больше о том, как он учится.
  7. Знакомство со школьной жизнью. Если есть возможность, организуйте встречу с будущим учителем или посещение школы. Это поможет ребёнку адаптироваться к новой обстановке.
  8. Ограничьте стресс. Не создавайте дополнительный стресс вокруг этого события. Избегайте высказываний, которые могут напугать ребёнка или создать чувство давления.
  9. Здоровый режим дня. Соблюдение правильного режима дня (сон, питание, отдых, физическая активность) поможет ребёнку быть в лучшей форме как физически, так и эмоционально.
  10. Поддержка и поощрение. Регулярно поощряйте ребёнка, подчеркивайте его успехи и старайтесь не сводить все только к подготовке к тестированию. Важно, чтобы ребёнок понимал, что его ценят за личные качества, а не только за успехи в учёбе.

Помните, что подготовка к школе – это не только обучение конкретным знаниям и умениям, но и развитие социальных навыков, таких как способность общаться, работать в группе, быть самостоятельным. Это долгосрочный процесс, и важно сохранять баланс между обучением и детским благополучием. И тестирование перед школой не напугает ни вас, ни будущего первоклассника.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий