Не мешайте ребенку играть

Не мешайте ребенку играть

Маленькая девочка старается раздеть куклу. Она снова и снова тянет кнопки на кукольной одежде, но у нее ничего не получается, и малышка очень расстраивается. Она отправляется к матери и сует куклу ей в руки, показывая, что нужно снять с куклы всю одежду, что мать немедленно и делает.
Не помогайте ребенку, если он этого не просит

Разумеется, мать поступает так потому, что хочет помочь дочери. Однако дает ли эта «помощь» девочке какую-нибудь информацию, которая пригодится в следующий раз, когда понадобится раздеть куклу? К сожалению, нет.

Реакция матери — расстегнуть застежки — разумна, но лишает ребенка возможности развития мелкой моторики и, самое главное, ребенок воспринимает это так, как будто не может справиться с задачей сам.

Вместо этого мать может отметить, что перед ребенком стоит сложная задача: «Сложно расстегнуть кнопочки».

Иногда, чтобы ощущать поддержку и упорно продолжать свое занятие, детям достаточно просто знать, что родители видят его затруднение и внимательно смотрят, как он с ним справляется. Если этого мало, малыш может попросить о помощи.

Детские настольные игры

В этом случае она может ответить: «Давай сделаем это вместе. Сначала расстегнем кнопки» — и положить пальцы на верхнюю кнопку, чтобы дочь могла сделать то же самое. Может быть, они проделают это много раз, прежде чем ребенок научится делать это самостоятельно. Действуя таким образом, родители предлагают ребенку поддержку — помогают учиться и обретать независимость в ее собственном темпе.

Иногда отказ ребенка делать что-то («Я не могу») означает «Я устал» или «Я не хочу делать это один, а хочу делать вместе с тобой». В этих случаях все, что нужно малышу, — это внимание и эмоциональная поддержка. Если вы скажете: «Я знаю, что ты можешь это сделать» или: «Тебе не нужна моя помощь», это будет игнорированием точки зрения ребенка, он почувствует, что им мало интересуются.

Вы говорите ребенку, что он может разобраться в этом сам, когда он ясно дал вам понять, что нуждается в вашей помощи. Если ребенок говорит: «Я не могу», самый простой путь — оставить свои занятия, сесть на пол рядом с ним и спросить, что ему нужно. Если он устал или очень расстроен, он может просто попросить покрепче его обнять.
Уборка игрушек

В конце занятий мы убираем игровые предметы — как обычно, медленно, чтобы ребенок понимал, как мы это делаем, и при желании мог принять участие. Занимаясь с младенцами, которые еще не переворачиваются на живот, я приношу большую синюю коробку, и мы собираем игровые предметы в нее.

Я медленно поднимаю предметы один за другим и кладу их в коробку, приговаривая вслух: «Сейчас я кладу салфетку в коробку. А вот и крышка. Кукла, залезай в коробку». Поскольку я двигаюсь очень медленно, дети имеют возможность следить взглядом за каждым предметом, который перемещается с пола в коробку.


К тому времени, как малыши начинают ползать, они умеют самостоятельно поднимать предмет и бросать его в коробку. Дети наслаждаются участием в делах, которые любой взрослый сочтет совершенно обыденными. Если они захотят помочь, то будут собирать предметы в коробку, если нет, я за несколько минут сделаю это сама. Я прошу родителей сидеть тихо и просто смотреть, чтобы дети могли сосредоточиться на деле. Если шестеро взрослых вдруг встанут и начнут бросать предметы в коробку, дети будут думать не об уборке, а о «лесе» ног, в котором они внезапно оказались.

Не следует ожидать от младенца или годовалого ребенка, что он будет убирать за собой игрушки, но можно смоделировать этот процесс. Хорошее начало уже будет положено. Можно рассказывать, как вы кладете шары в корзину и ставите кружки на полку. Если ежедневно в конце дня возвращать игровые предметы на предназначенное именно для них место, это поможет развить у ребенка чувство порядка.

Дебора Соломон

Из книги «Малышу виднее: Секреты спокойных родителей». Публикуется с разрешения издательства.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий