Чем раньше выявлен РАС (расстройство аутического спектра) или как его часто называют аутизм, тем эффективнее можно нивелировать синдромы и последствия.
Как правило, РАС диагностируют еще в детсадовском возрасте, когда родители и воспитатели начинают замечать необычное поведение ребенка: замкнутость, нетипичное уединение.
Обучение детей с РАС — это комплекс мероприятий, направленный на всестороннее развитие. Такая работа включает обучение через игру, непосредственно занятия, направленные на интеллектуальное, речевое развитие, развитие творческих способностей и др. Как видим, с первого взгляда обучение детей-аутистов не отличается от обучения их сверстников. Но это только на первый взгляд. На самом деле, образовательный процесс проводится по определенным стандартам, с использованием различных методик.
Аутизм: особенные дети
Мнение по развитию данного заболевания расходятся. Тщательные исследования показали, что болезнь имеет генетическую предрасположенность. Бывали и противоречивые клинические наблюдения, например, рассматривался такой фактор, как вакцинирование детей. Однако, учёные не смогли объяснить факт наличия изменений в разных участках мозга. Немногим детям удаётся победить данную болезнь, потому что приобретение определенных социальных навыков тяжело даётся.
Подобное заболевание имеет большое общественное значение. В своё время произошло образование общества аутичных людей, разделённое на 2 типа. Первый тип, характеризующийся вечным поиском лекарства, которое полностью избавит от всех возможных симптомов. Второй же тип, наоборот, рассматривает аутизм в качестве особого типа мышления или стиля жизни. Люди 2 типа предпочитают принять своё заболевание и приспособиться к жизни.
Клиническая картина
Аутизм развивается вследствие стойких нарушений нервной системы без ремиссий. В раннем детстве можно заметить изменения реакции ребёнка на различные раздражители. Можно наблюдать гиперфункцию на звуковые или световые раздражители.
Характерным признано считать сильно выраженное удовольствие после кормления, изменение самой позы кормления, а именно её ослабление. На некоторые раздражители у ребёнка может появиться сильный испуг и плач. Все эти симптомы можно наблюдать и у взрослых, только в менее выраженной форме. Для постановки более точного диагноза необходимо наличие трёх классических прзнаков:
- сниженные социальные навыки;
- нарушения ответных реакций при коммуникации с другим человеком;
- ограниченный кругозор и цикличное поведение.
Социальные нарушения
Определяющим аутизма является недостаток навыка социального взаимодействия. Однако существуют много известных людей с данным заболеванием. Темпл Грандин – довольно широко известна в обществе людей с диагнозом «Аутизм». Интересен тот факт, что наличие данного заболевания ей сильно помогло при написании книги про взаимодействия общества и аутиста. В своей книге она описала процесс общения, как изучения антрополога Марса. Суть в том, что аутист не может предугадать реакцию или даже предположить её во время разговора. Порой люди с аутизмом не могут почувствовать социальный контакт, что, как правило, является причиной недопониманий и нарушения социализации. Ограничения круга интересов обусловлено полным недопониманием его значимости.
Аутизм — довольно интересное заболевание, имеющий сложный патогенез, а также социальную важность. Болезнь победить реально, однако это требует многих усилий со стороны родителей, которые сделают упор на обучение ребёнка для дальнейшей социальной адаптации. Сдаваться не стоит, ведь учёные каждый день пробуют новые возможные методы диагностики и лечения. Некоторые западные клиники, имеющие индивидуальный подход, добиваются неплохих результатов.
Обучение детей с РАС
При работе с детьми РАС только лишь одного воспитателя или преподавателя недостаточно. Также с детьми работают другие узкие специалисты: логопеды, дефектологи, психологи.
Для проведения эффективного обучения в детских садах специально обустраивают кабинет специалиста или группу. В школах — класс. Для этого используется специальное оборудование — мебель, компьютерная техника, методические материалы.
Одним из самых востребованных сегодня являются столы для детей с РАС. Это не просто мебель, это адаптированная мебель, сконструированная с учетом потребностей особенных детей. Как правило, речь идет о специальных шторках, позволяющих сбоку и спереди закрыть пространство для создания комфортной атмосферы.
Отличный результат демонстрируют мультимедийные интерактивные комплексы для занятий с детьми РАС. Это универсальные конструкции, сочетающие в себе функции мебели и компьютера. Так, внешне это может быть классический стол для детей аутистов или комплекс с детским дизайном — в виде паровозика, лодки, замка и др.
Основой оборудования является компьютер и сенсорный экран, которые позволяют взаимодействовать ребенку посредством пальцев.
Главное преимущество этого оборудования в том, что оно вызывает интерес даже у аутичного ребенка. А это уже половина дела. Ребенок идет на контакт, начинает взаимодействовать. Несложные задания и обучение через игру способствуют развитию памяти, мышления, фантазии. Самое главное — создать для аутичного ребенка комфортную для него обстановку, чередовать занятия с играми, уделять внимание, не давить и всячески способствовать его взаимодействию с другими детьми.