Ребенок подражает взрослым: хорошо это или плохо

Ребенок подражает взрослым: хорошо это или плохо

С самого раннего детства малыши наблюдают за окружающими их взрослыми. Как только ребенок начинает ползать и ходить, родители могут заметить, что маленький человечек копирует жесты, мимику и поведение взрослого. Некоторым может показаться, что ребенок просто кривляется, однако, как утверждают психологи, подражание это серьезный процесс перехода во взрослую жизнь.

Зачем ребенок подражает взрослым

С самого рождения наши малыши наблюдают за нами, за нашими действиями: мы звоним по телефону, включаем музыку, моем посуду, готовим еду… Для нас это — привычные действия, а для крохи — источник радости.

Самые маленькие наблюдают за мимикой родителей, их лицами, копируют сначала простые действия — так они учатся общаться. Подражание в этом возрасте играет важную роль. Пытаясь повторить звуки, издаваемые взрослыми, малыши осваивают речь. При этом дети разных национальностей даже лепечут по-разному.


Едва малыш научится ползать, он пытается добраться до всего, чего только можно. Особенно его привлекают те предметы, которыми пользуются взрослые. Часто родители поражаются, как ловко их карапуз управляется с пультом от телевизора, когда хочет посмотреть мультфильм. Но, в большинстве случаев, конечно, действия, производимые крохой, немножко неловки. Хотя, как утверждают специалисты, у малышей по этому поводу никаких комплексов не возникает. Даже наоборот: если то, что он делает, вызывает смех у его родителей, он будет повторять это снова и снова.

В возрасте от 3х лет начинается период познания своей половой принадлежности. Мальчики пытаются «починить» неработающую технику, девочки надевают туфли на каблуках, берут мамину косметику и пытаются «приготовить» обед. Главное в этом возрасте — не мешать ребёнку осваивать новые умения. Можно даже приобрести специальные игровые наборы, имитирующие взрослые инструменты.

Однако уже трёхлетний малыш способен отличить игру от настоящего: он понимает, что все производимые им действия — лишь подражание, а настоящая власть в руках взрослых. Так, если понаблюдать за детьми, которые играют в дочки-матери, что «мама» делает всё то же самое, но ведёт себя немного строже, чем в реальной жизни — так дети пытаются овладеть властью, которой обладают взрослые.

А ещё дети способны через игру показать, взрослым, как делать не надо. Например, кроха, которого наказывали за проступки, будет то же самое проделывать с «провинившимся» мишкой, но гораздо эмоциональнее — бросит его на пол или швырнёт в угол. Это один из способов «приручить» ситуацию.

Уже повзрослевшие ребятишки, копируя наши действия, по-настоящему помогают нам по дому. Позволяя выполнять несложные домашние задания — покормить собаку, полить цветы или накрыть на стол — мы даём нашим детям право на новый статус. При этом не следует забывать о своём одобрении и не стоит ругать ребёнка, если он нечаянно разбил тарелку — ведь и у взрослых встречаются промашки. А копировать родителей полезно — это позволяет детям расти.


Придя в новый мир, малыш ничего о нем не знает и не умеет, и чтобы адаптироваться в новой среде, ему необходимо у кого-то научиться. Подражание — одно из первых умений младенца, оно просто ему необходимо для знакомства с новым миром. Уже в трехмесячном возрасте ребенок может повторять всю мимику человеческого лица, а уже к 9 месяцам пытается схватить предметы взрослого мира, чтобы ими воспользоваться — телефон, расческу, столовые приборы.

Примерно в возрасте 1,5-2 лет карапуз начинает играть в игры-подражалки: имитировать разговор по телефону, кормить куклу с ложки, «забивать» гвозди игрушечным молотком. Также в это время ребенок приобретает способность переводить свои впечатления в символы (воображать ситуацию, в которой еще не участвовал и представлять себе отсутствующий предмет), например, воспроизводить игру, с которой играл с мамой, даже когда мамы рядом нет.

Детские психологи утверждают, что важность таких игр-подражалок заключается еще и в том, что, прежде, чем повторить какие-либо действие, ребенок должен осмыслить его, то есть переложить на ментальный уровень. В дальнейшем этот навык понадобится для усвоения чтения и письма. К тому же, повторяя некоторые действия за взрослыми, ребенок узнает что-то новое, исследует окружающую обстановку, определяют границы своей личности.

После трех лет подражания приобретают чисто «мужские» или «женские» черты: девочки играют с посудой, «готовят» еду и кормят своих кукол, мальчики — «читают» газеты, переключают кнопки на пульте от телевизора или имитируют бритье.


Впрочем, все зависит от того, чей пример ребенок видит чаще. Бывает и так, что, наблюдая за готовящим еду папой, мальчик будет чаще играть с посудой и столовыми приборами, а девочка «ремонтировать» игрушечную машинку, наблюдая за мамой-автоледи. Хотя, нам, взрослым такие подражания кажутся неправильными с точки зрения социологии, для ребенка они все же имеют огромное значение в его азвитии. Не стоит также бросаться в панику, если вдруг мальчик однажды придет к вам с раскрашенным губной помадой лицом — это всего лишь экскурсия в другой, «женский» мир, и узнав все его недостатки, малыш вновь вернется к своим «мужским» играм.

Игра в подражания также помогает детям понять правила поведения взрослого мира. Например, игра в дочки-матери порой имитирует (правда, в гораздо большем эмоциональном контексте) реальные отношения между девочкой и мамой: если ребенка отчитывают за неподобающее поведение, то малышка тут же устроит разнос всем куклам. Это же касается и игры в воспитательницу детского сада — иногда родителей даже боятся, что с детьми в детском саду поступают так же, как они с куклами. Хотя, это лишь отражение детских страхов и конфликтов, переживаемых ребенком.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий