Ребенок не хочет делать уроки в первом классе: как быть и что делать

Ребенок не хочет делать уроки

Учебный год подходит к концу, и мамы первоклассников могут заметить такую проблему: ребенка никак не заставишь делать уроки — он не хочет учиться и все тут. Это связано с тем, что первокласснику очень трудно адаптироваться к школе, менять привычный распорядок дня, привыкнуть к роли ученика и к тому, что домашнее задание — ежедневный труд.

Порой выполнение домашнего задания настолько ухудшает взаимоотношения в семье, что мотивация ребенка становится непосильной задачей даже самому терпеливому родителю. А между тем, если вы планируете для своего ребенка в будущем обучение другой стране, вы обязаны научить его искать мотивацию для достижения поставленных целей.

Однако, не каждый родитель знает, что желание выполнить домашнее задание зависит от многих факторов. Например, насколько правильно организовано место для его выполнения.

Современные родители стараются как можно раньше познакомить ребенка и с алфавитом, и с арифметикой. Но самое главное в этом процессе — желание ребенка. И чтобы обучение не превратилось для него в пытку, малыш должен иметь мотивацию.

Очень часто родители допускают ошибки, пытаясь настроить малыша на то, что учиться необходимо для его же блага.

Правильная мотивация к учебе

Многие родители пытаются подкупить малыша, обещая взамен выученной буквы шоколадку, мультфильм или поход на аттракционы. Такое может пройти пару-тройку раз, но цена вопроса непременно возрастет, а у малыша закрепится привычка торговаться, чтобы получить желаемое.

У таких детей, как правило, проблемы начнутся в школе: там мамы нет и слушать учителя никто не заставит, а значит уделять внимание предмету нет необходимости до тех пор, пока мама не узнает о плохой успеваемости. У ребенка, привыкшего к тому, чтобы результат понравился маме и папе, нет собственной мотивации к обучению. А изменить то, что стало привычкой, будет намного сложнее.

Если подкуп не действует, родители идут на применение силы и начинают принуждать малыша учиться. Однако, необходимо помнить, что самое доброе дело, если оно сделано «из-под палки» ничего хорошего не принесет. Чем больше вы будете принуждать малыша заниматься, тем больше отвращения эти занятия будут вызывать. И уж тем более испугавшийся ребенок ничего не запомнит из пройденного материала.

Иногда, самоутверждаясь, малыш проверяет родителей «на прочность» чтобы понять, принимают они его таким, какой он есть. Очень глупо убеждать ребенка в том, что он «ничего не понимает в жизни» или «еще слишком мал». Нужно приводить словесные аргументы, но если малыш решил сам сделать какой-то выбор — требовать, чтобы он тоже объяснил его. Как известно, в споре рождается истина. И убеждать необходимо словами, а не шлепками. Важно, чтобы ребенок чувствовал опору в родителях, а не боялся их подзатыльников за невыученные уроки.

Если два предыдущих пункта не помогают, родители идут на шантаж: «убери за собой, иначе со мной не пойдешь», «помой посуду, а то в выходные не пойдем в парк» — наверняка знакомые многим фразы. В этом случае ребенок делает что-то не для себя, а ради чего-то, вопреки своим природным инстинктам.

Если малыш не понимает, ради каких личных благ он делает что-то, его собственная мотивация нарушена, а значит вряд ли он в будущем сможет самостоятельно ставить перед собой цели, рассчитывать наперед ходы своих действий, и выбирать правильную стратегию.


В такой ситуации, когда право на собственное мнение отсутствует, личностью ребенка могут начать манипулировать более сильные товарищи, и ребенок начнет жить «по чужой указке».

Что делать?

На начальном этапе обучения важно убедить ребенка в том, что все что он делает в жизни, он делает ради себя. Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он сам проявлял инициативу: например, начните занятия с его любимой мягкой игрушкой, и вскоре малыш сам примкнет к вашей компании.

Иностранный язык для ребенка, а также любые другие уроки не должны его утомлять: первые занятия должны длиться не более 15 минут. Оптимальное время для занятий — в утренние часы с 9.00 до 12.00 — в этот период мозг малыша больше всего настроен на работу. Кстати, не забудьте подкрепиться перед занятиями, ведь мозгу для работы необходима глюкоза.

Также полезно чередовать умственные нагрузки с подвижной игрой, непоседливым детям лучше предлагать более активные физические занятия.

И никогда не останавливайтесь на достигнутом, даже если вам кажется, что малыш вполне освоил все необходимые знания для его возраста. И не забывайте хвалить малыша даже за самые маленькие достижения.

Место для домашнего задания

Многие родители полагают, что ребенок должен выполнять домашние задания только за своим столом и нигде больше. Это распространенная ошибка и она может привести к тому, что ребенок будет оттягивать момент выполнения уроков до вечера. Необходимо учитывать потребности ученика: кто-то любит заниматься в одиночку за своим собственным столом, а кому-то будет более комфортно в присутствии взрослого.

Такие уроки, где требуется писать, конечно, нужно выполнять на ровной поверхности — не важно, за партой или кухонным столом. Главное — чтобы ребенку было удобно, спина оставалась ровной и высота стола и стула были правильными. Те уроки, где необходимо читать или что-то учить, можно разрешить выполнять как на диване, так и на подоконнике. При этом также нужно следить за расстоянием от глаз до книги и за правильной осанкой.


Где бы ни выполнял домашнее задание школьник, у него все принадлежности должны быть под рукой. Каким образом выполнить это условие, решать вам: то ли это будет школьный пенал, где, как правило, присутствуют все ученические принадлежности, то ли отдельный органайзер, предназначенный для домашней работы. Второй вариант более предпочтителен, так как дополнительный «домашний» органайзер позволит не доставать пенал из рюкзака и не забывать его дома.

Порядок на рабочем месте

Чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы, их просто достаточно убрать. Лишними могут оказаться всякие записочки, напоминания, дополнительные ручки, карандаши и другие канцелярские принадлежности. Это позволит первокласснику сосредоточится на выполнении конкретного задания.

Если для учебы у ребенка имеется свой компьютер, то его необходимо оставлять выключенным до тех пор, пока он не понадобится до выполнения конкретного задания. Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы ученика не отвлекал включенный телевизор и радио.

Для школьного рюкзака лучше предусмотреть специальный крючок, на самой парте или рядом, чтобы ребенок не вскакивал с места, когда ему понадобится что-то оттуда взять.

Рядом со столом можно повесить органайзер, состоящий из множества карманов, в которых можно хранить всякую мелочь, от канцелярских принадлежностей до блокнотиков и телефонов. Если такой вариант не устраивает, то можно карманчики заменить на стеллаж с яркими коробочками и подписать их.

Следите за временем

Планировать выполнение домашнего задания необходимо заранее. При этом не лишним будет повесить над столом ребенка график, указывающий на время выполнения самих уроков и перерывы для отдыха.

Купите специально для этого часы с крупными цифрами — так ребенок сам быстрее освоит время и научится выполнять все в срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *