Время – категория достаточно сложная и ребенку понять ее нелегко. Однако с рождения малыш физиологически начинает осознавать присутствие времени: ест и спит по часам, различает день и ночь. Становясь старше, ребенок начинает осмысливать такие понятия, как утро, день, вечер и ночь, затем постигает дни недели, месяцы и годы. Все эти знания крохе необходимы, чтобы научится понимать время по часам.
Как и когда знакомить со временем
Трудно определить рекомендуемый возраст для изучения времени, все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Однако некоторые общие положения можно отметить, без которых малыш просто не сможет обучиться: знание цифр и умение считать до 60, понимание таких интервалов, как 5, 10, 15 и так далее. В целом, считается, что до школы ребенок может освоить только часы, минуты же он научится понимать ко 2–3 классу.
Для лучшего запоминания времени можно купить ребенку яркие настенные часы с большими цифрами и красивые наручные часы.
Альтернативой обычным часам станут часы с GPS-трекером на, позволяющие определять местоположение ребенка. Подобный аксессуар не только имеет будильник или покажет ребенка на карте, но и дает возможность входящих и исходящих звонков, голосовых сообщений, удаленного управления с помощью приложений для Android или IOS, имеют кнопку SOS.
Сначала изучают часы
Понимание времени начинают с изучения часа без минут. Для этого можно взять большие часы без стекла или смастерить часы из бумажной тарелки самостоятельно. Использовать нужно только часовую стрелку, при этом важно обозначить ее – «часовая стрелка», которую передвигают на каждый час и называют его. Здесь необходимо отработать такое понятие, как «ровно час» и поиграть с ребенком: пусть он двигает стрелку, а мама называет нужный час, после можно поменяться ролями. Затем можно усложнить задачу, называя часы не по порядку, а вразброс.
Переход на минуты
Когда ребенок поймет часовую стрелку и будет без труда определять часы, можно приступать к изучению минутной стрелки. Для начала стоит рассмотреть минутную и часовую стрелки, обратить внимание малыша, что стрелки различаются по длине и по форме.
Затем, уже известное понятие «ровно час» необходимо отработать вместе с минутной стрелкой и рассказать малышу, что за один час стрелка, показывающая минуты, проходит целый круг.
Следующий этап обучения – понимание половины времени. Необходимо установить минутную стрелку на половину часа и объяснить ребенку, что это только половина времени, для этого можно, например, измерить обе половинки, которые разделяет минутная стрелка, или закрасить их на часах-макете.
Когда час и его половина освоены, можно приступать к изучению остальных минут. Сначала стоит изучить минуты кратные пяти, затем уже все остальные. Чтобы изучать минуты было легче, лучше смастерить макет часов, где и минуты, и часы будут прописаны цифрами.
Закрепление новых знаний
Полученные знания можно закреплять с помощью графика или расписания, на котором отмечаются события, происходящие в жизни малыша ежедневно в одно и то же время. Так ребенок быстрее поймет важность знания времени, закрепит новые навыки по определению времени и научится использовать их на практике.
Таким образом, научить ребенка ориентироваться по часам достаточно сложно, но без этого знания ему трудно будет правильно распланировать свой день, чтобы отчетливо понимать, сколько времени можно уделить играм, а сколько времени оставить для выполнения домашнего задания или любого другого важного дела.
Как научить ребенка не опаздывать?
Современный мир диктует свои правила и мы просто вынуждены подстраиваться под них. А правила таковы, что с каждым годом времени становится почему-то все меньше. Нет, речь не идет о надвигающейся старости. Мы говорим о том, что даже на мелочи нам не хватает времени: с самого утра мы носимся по квартире в поисках ключей, мобильника и докрашиваем глаза на ходу, ругаемся на внезапно возникающие пробки. И всё равно опаздываем.
Как это ни печально, но наши дети вырастут точно такими же. Почему-то привычка опаздывать «передается по наследству». Во многих семьях утро начинается с фраз типа «давай быстрее», «поторопись», «мы опаздываем». При этом положительного результата всё равно не будет, даже спустя годы. Ребенок вырастет таким же копушей, не способным уложиться во временные рамки, как и его родители и будет везде опаздывать.
Чтобы этого избежать, придется не только научить ребенка следить за временем, но и изменить свой собственный режим дня. Научиться везде успевать, ничего при этом не забывая. Ведь, такое умение вырабатывается со временем, а не возникает при рождении.
Дети лет до пяти, а некоторые и до самой школы, лишены понятия времени. Они заигрываются, отвлекаются и забывают о запланированных делах. Ложась ближе к полуночи, с трудом просыпаются утром, и как следствие, медленно собираются и опаздывают. Чтобы выработать привычку везде успевать, придется следовать некоторым правилам.
- Соблюдайте режим. Да-да, ребенок, а особенно первоклассник, должен ложиться и вставать в одно и то же время, как было принято у наших бабушек. Со временем его организм привыкает к графику и вы получите возможность не будить криками по утрам ваше чадо – он будет просыпаться сам. Это же касается и других жизненно необходимых дел – приема пищи, отдыха, выполнения домашнего задания. На отдых и сон у ребенка должно быть четко отведенное время, тогда утром он встанет бодрым и не будет спать на ходу в течение дня.
- Правильно организуйте пространство Окружающие нас вещи значительно влияют на нашу жизнь, в том числе на пунктуальность. В комнате ребенка должно быть четко организовано пространство: игрушки в зоне отдыха, учебники и канцелярия — в рабочей зоне, и конечно же, все вещи должны быть в гардеробе, а не на стульях. Правильно организованное пространство способствует экономии времени и быстрым сборам.
- Делайте подсказки. Тайм-менеджеры советуют даже взрослым составлять план действий на предстоящий день. Режим дня должен быть четко расписан не только для вас самих, но и для ребенка. Должно быть выделено время для отдыха, учебы, игр и выполнения домашнего задания. Развесьте цветные стикеры по комнате с указанием времени или порядка действий. Такая игровая форма поможет ребенку собраться и не потеряться в море важных дел.
Еще поможет специальный будильник, приобретенный для таких целей. Например, вы разрешаете ребенку поиграть на компьютере полчаса. Конечно, по истечение этого времени никто игру не выключит, если вы не заставите. Заведите будильник на это время, а лучше два — на 20 минут и на 30. Такие напоминания помогут ребенку сориентироваться.
Сколько раз вы сами опаздывали на встречи, пропускали важные моменты или обижали своих близких из-за привычки опаздывать? А ведь, правильно говорят: «Точность — вежливость королей». Иногда из-за опоздания на важную встречу можно упустить ту или иную возможность. А для многих работодателей частые опоздания говорят о безответственности сотрудника. И чтобы не создавать проблемы ребенку в будущем, надо научить его беречь время сейчас.