Этот период характеризуется еще более активным развитием восприятия внешнего мира: малыш демонстрирует исследовательское отношение ко всему, будь то цветочная клумба во дворе или дворник, машущий метлой. Кроху интересует все, что двигается, блестит, сверкает, издает какие-то звуки или выглядит необычно.
В этом возрасте ребенок не только умиляет, но и удивляет, а то и заставляет впадать в ступор своих родителей. Он непредсказуем, никогда нельзя сказать, что произойдет в следующую минуту. Может долго разглядывать попавший к нему в руки новый предмет, но может и поломать (порвать, разбить), пытаясь изучить физические свойства. Поэтому в этот период ему полезны игрушки, состоящие из частей — конструкторы, головоломки, можно купить игрушки из мультфильмов Диснея — яркие, мягкие или развивающие. Будут также полезны матрешки, пирамидки — ребенок сначала разбирает их, потом собирает заново.
Период начала второго жизни многие родители называют адским, так как с малышом порой очень трудно сладить — он делает все вопреки запретам. Поэтому на прогулке важно обходить опасные места стороной (открытые люки, ямы), так как обычное мамино «нельзя» может не сработать. Что делает карапуз, видя перед собой сверкающую лужу, но слыша мамин запрет? Правильно — слушает, но направляется прямо в лужу: его привлекает то, что он еще не изучил. Поэтому мамины объяснения по типу «острое», «колючее» или «горячее» не действуют, ведь, нельзя понять, что это такое, пока не потрогаешь…
Даже, если годовалый карапуз любил все режимные действия (сон, купание, мытье головы, расчесывание), то теперь его никак не заставить без слез одеться на улицу или сменить одежду.
В этот период важно запастись терпением, говорить с ребенком необходимо на понятном ему языке — медленно и четко произнося каждое слово. Ведь, карапузу нужно больше времени, чтобы понять смысл каждого слова.
Эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1-1,5 года
Малыш в этом возрасте может совершать действия, которые могут вызывать восхищение, недоумение или даже ступор у родителей. Например, на вопрос папы: «Где мои плоскогубцы?» — полуторагодовалый сын ползет прямо к этому инструменту. При том, что никто не учил малыша отличать этот предмет от остальных. А на зов мамы кроха может откликнуться с книжной полки (причем не самой нижней). Родителям приходится долго ломать голову, как он туда забрался за пять минут, пока мама пошла на кухню.
Чему дети учатся в этот период?
Продолжает учиться владеть своим телом. Моторные достижения ребенка могут быть и весьма скромными, и очень впечатляющими. Главное, помните, что ни первое, ни второе не является поводом для беспокойства, ведь у крохи все еще впереди. Мозг малыша с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию. Порой достаточно мимолетное упоминание предмета, чтобы малыш приобщил это новое понятие к уже известным ему.
Что должен уметь?
К концу 1,5 лет малыш должен уметь:
- уверенно ходить и даже бегать, взбираться на диваны и кресла, приседать;
- повторять увиденные действия;
- формировать простые предложения из 2-3 слов;
- пробовать самостоятельно есть как жидкую, так и густую пищу;
- знать, как его зовут;
- ориентироваться в простых формах: кубик, шарик.
Некоторые дети в этом возрасте уже умеют делать виртуозные повороты, легко останавливаются, пятятся назад, приседают, наклоняются, даже взбираются на диваны и кресла, так что ваш малыш тоже должен уверенно ходить и редко падать.
Малыш уже может говорить отдельные слова и должен пытаться связать два слова в предложения: например, «мама, дай», «баба, на» и т.д. Также малыш может пытаться вырывать у вас ложку из рук и есть ею самостоятельно.
Увидев, что можно делать с вещью, малыш должен пытаться повторить увиденное действие с игрушкой — переворачивать, бросать, поднимать, пытаться складывать игрушки в корзину.
Попробуйте дать ему в руки карандаш и покажите, что им можно рисовать — малыш должен пытаться повторить ваши действия и старательно черкать карандашом.
Любимое и нелюбимое
Наверное, противоречие свойственно вообще человеку, а у малышей природные инстинкты проявляются более выраженно, чем у взрослых. Поэтому все дети, и особенно в этом возрасте, любят играть там, где особенно запрещают.
Изучая детскую психологию и детское поведение, психологи пришли к выводу, что стремление к самовыражению начинает проявляться с малых лет, именно поэтому ребенок в столь раннем возрасте любит делать все самостоятельно, даже то, чего совсем не умеет, двигаться много и свободно — причем подальше от родителей. Также кроха любит, когда вы его хвалите за правильно выполненное задание. Любит повторять ранее изученные действия с предметами: нанизывать кольца пирамидки на стержень, строить башню из кубиков, катать игрушечную коляску с куклами.
А вот слово «нельзя» не любит никто, даже такие малыши — кроха будет стараться найти способ продолжить то, что вы ему запретили, иногда даже может устроить истерику.
«Режимные» дела также не вызывают у малышей восторга — одевание, раздевание, укладывание спать. Кроха будет их выполнять с удовольствием лишь в том случае, если вы его за это похвалите.
Что посоветовать родителям?
Проявляйте фантазию, изобретая развлечения для малыша и виды отдыха для себя. Не ругайте ребенка, если он где-то ошибся или сотворил что-то разрушительное, ведь все люди совершают ошибки — иначе и не научишься ничему. Давайте возможность малышу выразить себя на бумаге. Еще лучше выделите ему для творчества часть стены или пола, оклеив эту часть ватманом. У юного исследователя должны быть предметы, которые можно рвать, бросать, ломать. Маленький совет: купите в магазине дешевый рулон туалетной бумаги — кроха будет занят минимум полчаса, у вас появится время для некоторых дел. Покупайте игрушки, которые можно починить своими силами. И наконец, занимайтесь с ребенком успехи крохи стоят потраченных сил и времени.