Родители очень переживают, когда слышат диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС), поставленный их ребенку. В народе подобные расстройства называют просто аутизмом.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое РАС: аутизм или нечто больше
2. Интеллектуальные способности
3. Что такое синдром Аспергера
4. Как развивается аутизм
5. Признаки и симптомы
6. Какие трудности ждут детей с РАС
7. Причины аутизма
8. Диагностика
9. Когда обратиться к врачу
10. Лечение
11. Каковы осложнения РАС
12. Аутизм и прививки
13. Ответы на распространенные вопросы относительно РАС
14. Подведем итоги: что нужно запомнить родителям
Аутизм является хроническим заболеванием, которое характеризуются качественными нарушениями в социальном взаимодействии, с проблемами коммуникации (язык и невербальные коммуникации). Связанная с этим инвалидность варьируется от легкой до тяжелой. Это почти всегда связано с трудностями в обучении.
Все эпидемиологические исследования показывают, что аутизм может охватить всех детей, независимо от их социального происхождения, уровня образования родителей или этнического происхождения. Мальчики более подвержены, чем девочки (четыре мальчика к одной девочке).
- Что такое РАС: аутизм или нечто больше
- Интеллектуальные способности
- Что такое синдром Аспергера?
- Как развивается аутизм
- Признаки и симптомы
- Какие трудности ждут детей с РАС
- Социальное взаимодействие и общение
- Поведение, деятельность, интересы и игра
- Другие симптомы
- Причины аутизма
- Диагностика
- Когда обратиться к врачу
- Лечение РАС
- Каковы осложнения РАС
- Аутизм и прививки
- Ответы на распространенные вопросы относительно РАС
- Подведем итоги: что нужно запомнить родителям
Что такое РАС: аутизм или нечто больше
РАС — это общий термин, который охватывает классический аутизм, первазивное расстройство развития и синдром Аспергера. До 2013 года эти заболевания считались отдельными, но теперь все они сгруппированы по спектру аутизма.
Важно знать, что нет двух детей с одинаковым РАС, хотя у них могут быть похожие проблемы. РАС может быть легким, умеренным или тяжелым. Это расстройство включает слово «спектр», потому что у людей с РАС существует широкий спектр особенностей.
Аутизм не является ни психологическим расстройством, ни психическим заболеванием. Это нейробиологическая дисфункция влияет на все аспекты развития, будь то интеллектуальное, двигательное или поведенческое. Болезнь характеризуется изоляцией, нарушением отношений с другими людьми, языковыми расстройствами, общением в целом и ограниченным интересом к действиям, которые часто являются стереотипными.
Интеллектуальные способности
Одним из основных факторов, влияющих на поведение и функции ребенка с РАС, являются его интеллектуальные способности (то есть IQ). Дети с РАС очень разные, некоторые обладают тяжелой интеллектуальной инвалидностью, а другие имеют крайне высокий IQ. Примерно у каждого четвертого ребенка с РАС IQ находится на нормальном уровне или выше, но у трех из четырех детей с РАС наблюдается некоторая умственная отсталость. Уровень способностей ребенка часто неравномерен, аутисты часто разбираются в сложных технических механизмах и при этом могут не знать, как заваривать чай.
Что такое синдром Аспергера?
Они являются аутистами «высокого уровня» интеллекта: у них нет языковой задержки, но вместо этого они обладают объемом памяти или концентрацией, которые не имеют аутисты. С другой стороны, они страдают от нарушений социальных взаимодействий и стереотипного поведения.
Часто это умные люди, перфекционисты, требовательные и с большими возможностями анализа, придают особое значение деталям. Их интересы точны и иногда необычны (математика, языки, рисование). Известно, что некоторые аутичные люди Аспергера говорят на нескольких языках, проводят фундаментальные исследования или рисуют пейзажи.
Как развивается аутизм
Эволюция очень изменчива. Болезнь вмешивается во все сферы обучения и ведет к дисгармоничному развитию. Некоторые способности улучшаются со временем, в то время как другие никогда не развиваются.
Эволюция признаков и инвалидности зависит от нескольких факторов: условий появления признаков, их интенсивности, наличия сопутствующих расстройств (умственная отсталость, эпилепсия, физические заболевания), интеллектуальных способностей, семейной среды, образовательные и педагогические мероприятия, медицинская помощь, наличие инфраструктуры.
Прогноз зависит от умственной отсталости, наличия сопутствующей эпилепсии и появления речи в возрасте до 6 лет. В период полового созревания обострение может быть выражено с возвратом к предыдущему состоянию. Некоторые люди с аутизмом остаются очень ограниченными в течение всей своей жизни, не имея речи, в то время как другие развивают личную автономию и относительно адаптированную интеграцию.
Признаки и симптомы
Первые признаки появляются в детстве, часто в течение первых трех лет жизни. Общение и социальные взаимодействия будут оставаться трудными на протяжении всей жизни человека.
Первые симптомы аутизма обычно определяются родителями в течение первых двух лет жизни ребенка, даже в первые месяцы, и часто связаны с вербальной и невербальной коммуникацией:
- Проблемы понимания. Речь является стереотипной и повторяется;
- Трудности в использовании языка. В половине случаев речь отсутствует или сокращена до нескольких слов. Иногда это повторы речи своего собеседника с неуместными интонациями;
- Нет ответа на имя;
- Неподвижность взгляда, неопределенность или ненормальное выражение эмоций на лице.
Когда ребенок вырастает, возникают нарушения в его социальных отношениях: отсутствие улыбки в ответ на улыбку его родителей или других людей, изоляция и равнодушие, ребенок не особенно заинтересован в игре и взаимодействии с другими, трудности в обмене эмоциями, недостаток сочувствия и сострадания.
Следующие признаки поведенческих расстройств появляются с раннего возраста:
- Ролевые или имитационные игры невозможны;
- Ребенок очарован необычными предметами (кусочки нити, перья или крошки);
- Жесты стереотипны (например, рукопожатие, ходьба или прыжки);
- Существует повышенная чувствительность или безразличие к шумам, прикосновениям или боли;
- Трудности адаптации к изменениям в повседневной жизни;
- Агрессивное поведение и самоповреждение.
Какие трудности ждут детей с РАС
Дети с РАС имеют тенденцию испытывать трудности в двух основных областях:
- Социальное взаимодействие и общение;
- Поведение, деятельность, интересы и игра.
Социальное взаимодействие и общение
Многие дети с РАС имеют плохие коммуникативные навыки или сосредотачивают свое внимание на предметах, а не на людях. Некоторые дети с более тяжелым аутизмом не могут говорить.
Есть много детей с РАС, которые имеют нормальные языковые навыки, но все равно имеют проблемы с общением с другими людьми. Их разговоры могут быть односторонними, они могут говорить чрезмерно, придумывать новые слова (неологизм) или повторять определенные слова и звуки (эхолалия).
Большинство детей с РАС испытывают трудности с невербальным общением, в частности с чтением языка тела и с другими невербальными сигналами (то есть они не понимают, что хотят сказать люди с помощью тона голоса и мимики). У таких детей также есть проблемы с сарказмом, и они с большей вероятностью воспринимают то, что люди говорят буквально. Зрительный контакт также часто затруднен у детей с РАС.
У ребенка с РАС может быть много необычных способов общения. Такие дети могут взаимодействовать с другими только тогда, когда им это необходимо, или они могут активно говорить с другими, но только об их собственных особых интересах.
Поведение, деятельность, интересы и игра
Дети с РАС могут демонстрировать повторяющееся поведение, настойчивость в рутине или иметь очень ограниченные интересы.
Детям с РАС часто не хватает творчества в играх. Они могут предпочесть использовать свои чувства, чтобы исследовать игрушки, например, пробовать их на вкус или пялиться на игрушки, а не играть с ними. Некоторые дети выполняют повторяющиеся или навязчивые действия, такие как выкладывание игрушек в длинную очередь или непрерывное вращение колеса автомобиля.
Высокофункциональные дети с РАС могут сильно заинтересоваться одной темой, часто исключая другие виды деятельности или интересы.
Другие симптомы
Кроме того, дети с РАС могут быть необычайно малочувствительными или сверхчувствительными к повседневным звукам или текстурам. Есть также движения тела, которые типичны для детей с РАС, такие как повторяющиеся взмахи руками и вращения, а также удары головой и плохая координация. Они также могут принимать необычные позы или ходить на цыпочках.
У многих детей с РАС также могут возникнуть другие трудности, в частности:
- ограниченные схемы питания;
- проблемы со сном;
- беспокойство;
- проблемы с поведением;
- эмоциональные трудности;
- трудности в обучении;
- трудности с вниманием;
- трудности с планированием и организацией.
Причины аутизма
У исследователей достаточно аргументов, чтобы сказать, что аутизм является ранним нарушением развития мозга, особенно во время формирования нейронных сетей и связей между нервными клетками.
Причины этих нейробиологических расстройств остаются неясными, но их происхождение многофакторное, с активным участием генетических факторов. Быть мальчиком и иметь генетическую наследственность — два признанных фактора риска: нарушения развития в четыре раза чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. По оценкам, у родного брата, риск развития болезни составит 4%, если ребенок мальчик, и 7%, если это девочка.
Что вызывает РАС? Исследования показывают, что РАС является генетическим заболеванием, но точный ген, который, как считается, вызывает расстройство, еще не был идентифицирован. Исследования продолжаются с целью выяснения причины и открытия новых вариантов лечения.
Могут быть токсичные причины (антибиотики, антидепрессанты и алкоголь во время беременности способствуют развитию аутизма у детей), инфекционные (краснуха или корь у матери во время беременности в 10-30% случаев), экологическая (гипотеза о влиянии пестицидов и загрязнения во время беременности или в младенчестве) и психологические.
С другой стороны, ни социальный уровень, ни уровень образования, ни этническое происхождение не влияют на проявление аутизма.
Диагностика
Аутизм является расстройством развития нейробиологического происхождения, диагностируемым на основе поведенческих признаков и признаков развития.
Есть три признака, которые характеризуют аутизм и позволяют поставить диагноз:
- нарушения общения, как вербальные, так и невербальные;
- нарушения в социальных отношениях;
- поведенческие расстройства, такие как стереотипные и повторяющиеся жесты, ритуалы или ограниченные интересы.
Когда обратиться к врачу
Если вас беспокоят аспекты поведения и развития вашего ребенка, обратитесь к своему врачу общей практики и попросите направление к специалисту-педиатру, логопеду или психологу. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно.
Многие из необычных симптомов, которые происходят при РАС, часто замечаются в нормальных малышей, но иногда поставить диагноз довольно трудно. Многие специалисты подождут, пока ребенку не исполнится три года, прежде чем проводить оценку на РАС, но вы должны обсудить это с врачом вашего ребенка.
Диагноз РАС требует многопрофильной оценки. Это означает, что команда, состоящая из педиатра, психолога и / или логопеда, оценит вашего ребенка. Поскольку возможности детей сильно различаются, не существует единого или простого теста на РАС.
Лечение РАС
В настоящее время нет лечения от аутизма. Но для многих детей признаки улучшатся с определенной и адаптированной заботой. Большой прогресс достигнут в образовательной и педагогической сферах. Терапия и поведенческие вмешательства нацелены на признаки и делают значительные улучшения. Вырастая, некоторые аутичные люди смогут вести нормальную или почти нормальную жизнь и даже иметь социально-профессиональный опыт.
Раннее вмешательство важно для того, чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Группа или специалист по лечению вашего ребенка поможет разработать план действий для семьи, который может включать информационные ресурсы, обучение родителей, стратегии поддержки семьи и план действий для вашего ребенка.
Лечение будет зависеть от потребностей каждого ребенка и характера нарушений, и может включать в себя следующие вещи:
- Логопедия: у большинства детей с РАС возникают трудности в общении, и им будет полезно обратиться к логопеду, чтобы помочь им улучшить свои языковые и социальные навыки общения с другими людьми.
- Медикаментозное лечение: может быть полезно в некоторых специфических ситуациях, особенно связанных с некоторыми из перечисленных выше проблем.
- Поведенческая терапия: психолог может помочь определить триггеры поведенческих вспышек и помочь семье разработать способы избежать и / или справиться с этими проблемами.
- Развитие социальных навыков: ABA терапевт работает один на один с малышом, чтобы помочь ему «научиться учиться» и развить навыки общения;
- Трудотерапия: трудотерапевты могут помочь детям с повышенной чувствительностью к слуху, зрительному восприятию или прикосновению. Они также могут помочь с концентрацией внимания.
- Изменения в окружающей среде: дети с РАС предпочитают структурированную и предсказуемую среду и рутину. Визуальные средства, такие как карточки с картинками (например, изображение кровати, на которую может указывать ребенок), могут быть очень полезны для улучшения понимания и общения детей и, следовательно, снижения стресса.
- Настройки специального образования: существует ряд программ для детей с РАС. Если ваш ребенок посещает обычную школу, ему будет оказывать поддержку специальная группа, в том числе состоящая из учеников. Есть также специализированные школы, которые могут быть более подходящими для некоторых детей с РАС.
Потребности ребенка и его семьи могут со временем меняться, и лечение вашего ребенка будет меняться в соответствии с этими потребностями.
Каковы осложнения РАС
Многие осложнения сопровождают аутизм и должны лечиться как можно лучше. Примите во внимание сенсорные расстройства (гиперчувствительность) и поведенческие расстройства, такие как членовредительство (укусы, повторные удары по стенам) или истерики, плач, паника или даже агрессия.
Эти припадки частичные или полные, подлежащие профилактике. В некоторых случаях умственная отсталость такова, что о детях нужно заботиться в специализированном учреждении.
Синдром часто ассоциируется, особенно у мальчиков, с расстройствами пищеварения с очень тяжелыми эпизодами, а также с нарушениями сна, с трудностями засыпания и ночными пробуждениями.
Аутичные люди имеют хрупкое здоровье, которое важно регулярно контролировать. Из-за поведенческих нарушений, стереотипных жестов или самоповреждений они подвергаются различным физическим травмам, таким как раны или переломы. Особое внимание также следует уделять гигиене зубов.
Аутизм и прививки
Хотя с 1980-х годов показатели РАС возросли, это связано с повышением осведомленности и изменением способа диагностики расстройства, а не с ростом числа людей, страдающих от него. В то же время увеличилось количество рекомендуемых детских прививок, и многие родители обеспокоены тем, что эти две проблемы так или иначе связаны между собой.
В 1998 году была опубликована статья о потенциальной связи между РАС и вакциной MMR, но позднее было доказано, что она является мошеннической, и медицинский журнал отозвал ее. С тех пор, многократные исследования не показали никакой связи между прививками и РАС. Важно, чтобы вы обсудили свои проблемы с вашим лечащим врачом или педиатром, чтобы вы были полностью проинформированы.
Ответы на распространенные вопросы относительно РАС
Может ли ребенок перерасти РАС?
Люди с РАС не вырастут из своего заболевания, но могут хорошо функционировать в обществе. Многие взрослые с РАС живут очень комфортно и успешно, при этом другие не осознают, что у них РАС.
Сколько потребуется денег на ребенка с аутизмом?
Стоимость вмешательства зависит от серьезности РАС, а также от количества необходимых консультаций. Правительство в значительной степени субсидирует раннее вмешательство, а также предлагает поддержку через выплаты / пособия по уходу за детьми с проблемами развития. Обсудите финансовую поддержку со своим врачом.
Когда начинать вмешательство?
Вмешательства могут начаться, как только ваш ребенок сможет взаимодействовать с медицинскими работниками. Вашему ребенку может показаться, что он играет в игры, но он будет учиться бесценным жизненным навыкам, таким как общение и взаимодействие. Детям часто ставят диагноз РАС после того, как им исполнится три года, тогда обычно и начинается вмешательство.
Должен ли ребенок посещать обычную школу?
Это зависит от тяжести состояния. Многим детям с РАС рекомендуется посещать обычные школы. Ваша школа может сотрудничать с вами, чтобы учесть любые особые требования, которые ваш ребенок может предъявлять в классе и на игровой площадке. Ваш ребенок может иметь право на помощь учителя, который может оказать дополнительную поддержку в классе.
Существуют специальные школы для детей, серьезно пострадавших от аутизма, которые нуждаются в большей поддержке, чем им может предоставить обычная школа.
РАС может произойти из-за неправильного поведения при беременности или из-за трудных родов?
Абсолютно нет связи между РАС и какой-либо травмой при рождении, лекарствами, принимаемыми во время беременности, или искусственным вскармливанием.
Насколько часто дети с РАС имеют особые навыки?
У некоторых людей есть невероятные навыки, в частности хорошая память или они преуспевают в математике, искусстве, музыке или решении особых проблем. Таких людей называют савантами. У множества ученых было РАС, и у каждого из 10 детей с РАС есть некоторые невероятные навыки, несмотря на их необычное поведение или трудности с коммуникацией.
Подведем итоги: что нужно запомнить родителям
- Ребенок с РАС обычно испытывает трудности в двух основных областях: социальное взаимодействие и общение; и поведение, интересы и деятельность / игра.
- Если вы беспокоитесь о своем ребенке, обратитесь к своему врачу общей практики и попросите направление к специалисту-психологу или педиатру. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно.
- Нет двух детей с РАС, которые бы имели одинаковые признаки и симптомы. Поскольку симптомы могут сильно различаться, не существует единого теста на РАС.
- Лечение варьируется для каждого ребенка и семьи и обычно меняется со временем.