Окружающая ребенка реальная действительность порой таит в себе непростые и опасные моменты. По наивности, беспечности и незнанию малыш может угодить в неприятную или травмоопасную ситуацию. Не всегда рядом с молодым человеком находятся заботливые родители и в их силах предотвратить угрозу.
Участившиеся в последние годы похищения и убийства детей поневоле заставляют родителей принимать меры безопасности. Если лет двадцать назад детей отпускали гулять во дворе лет с 7-9, то сейчас оставлять ребёнка без присмотра взрослого просто опасно. Конечно, водить за руку до совершеннолетия никто не будет. Значит, надо научить чадо выживать.
Наверное, любой родитель ребёнка в возрасте 10 лет уверен, что тот не будет садиться в чужие машины, ходить по тёмным переулкам и уходить с незнакомцами. Уверены были и родители тех детей, которых сейчас не могут найти ни полиция, ни волонтёры… Поэтому знать о местоположении чада нужно всегда, и всегда и везде за него бояться.
Первое, самое важное правило, которое стоит напоминать малышу каждый день, это «Нельзя разговаривать с незнакомцами». Именно правило, а не просто фразу, которую можно забыть уже через минуту. И повторять его нужно каждый день, в течение долгого времени, пока ребёнок не выучит его наизусть и не будет следовать этому принципу. Проиграйте с ним все возможные вопросы-просьбы, с которыми может подойти незнакомец.
Например, для взрослого нет ничего криминального в безобидной просьбе старушки: «Ты мне не поможешь открыть дверь?». Но для ребёнка неважно, кто и с каким вопросом подошёл, какого пола или возраста, реакция должна быть одна — ребёнок должен перейти на другую сторону улицы, убежать, закричать, попросить помощи у охранника в магазине.
С какими вопросами незнакомец может подойти к ребёнку? Например: «Хочешь пирожное?», «Хочешь покататься на машине?», «Не покажешь, где тут аптека?», «Привет, я друг (подруга) твоей мамы…», «Хочешь, покажу котят?», «Ты мне не поможешь найти моего щенка?» и т.д. Каждый случай должен быть разобран с ребёнком. Доносить эту информацию необходимо каждый день. Конечно, никакому родителю не хочется, чтобы их ребёнок вырос неврастеником, не доверяющим никому. Но такова правда жизни — доверять можно лишь самым близким людям, и даже сосед может оказаться насильником…
Следующее правило безопасности: «Нельзя открывать дверь, если ты остался один дома». Всем детям рассказывают сказку про семерых козлят. Но не все родители объясняются смысл этой сказки. А смысл в том, что двери нельзя открывать ни знакомым, ни соседям, ни одноклассникам, ни даже полиции. Объясните, что двери будете открывать только вы и своим ключом. Оставляя детей одних дома, нужно быть абсолютно уверенными в их безопасности, а для этого ребёнок должен знать, чего делать нельзя и почему. Проиграйте ситуации, когда в дверь будут звонить или стучать, должен ли ребёнок подходить к двери и спрашивать, что должен отвечать и в каком случае, или должен затаиться и сидеть, как мышка. Кстати, хорошим решением будет видеокамера-глазок или видеодомофон.
Чтобы уберечь детей от посягательств представителей криминального мира, научите их, что нельзя рассказывать о своей семье и её достатке. Все дети любят похвастаться, сколько денег получают на карманные расходы, какой у них крутой телефон (компьютер, планшет и т.д.). Но не все знают последствия такой открытости. Рассказывать детям о том, что существуют плохие люди необходимо. А также, что могут сделать эти самые плохие люди (воры, карманники, мошенники). Ребёнок должен понимать, что именно его рассказы и могут стать причиной кражи, нападения, похищения… Выход один: запретить ребёнку рассказывать о благополучии семьи.
Дети могут бояться совсем не того, чего боятся взрослые. Они могут испытывать страх перед чем-то придуманным или внушаемым. Например, став жертвой насильника, девочка может не рассказывать о преступлении из-за страха расправы над родителями. Или юный школьник становится жертвой старшеклассников-вымогателей, но не признаётся взрослым из-за возможного гнева или осуждения со стороны родителей.
Кто в ответе за детскую безопасность?
Вооружить школьника понятиями о том, где вне дома его может подстерегать опасность, как самостоятельно справиться с положением, требующим внимания и оперативных действий — прямая обязанность взрослых.
Во-первых, учителя регулярно знакомят и отрабатывают правила безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах во время специальных уроков, классных часов, мероприятий (на конкурсной основе, с использованием наглядных пособий, технических средств, приглашением сотрудников полиции и ГИБДД).
Во-вторых, с первых дней обучения в школе совместно с родителями детально изучается и составляется маршрут первоклассника от дома до образовательного учреждения и обратно. Путь выбирается по наименее безопасной траектории, по возможности, избегающей оживленных автомобильных трасс, железнодорожных или трамвайных путей, темных закоулков.
В-третьих, напрасны все труды взрослых, если на глазах у ребенка они сами нарушают установленные правила, тем самым, аннулируя результат своих бесед и наставлений.
В-четвертых, допустима ситуация, когда школьнику пришлось задержаться на дополнительных занятиях и возвращаться в более позднее время. Не редкость, когда ребенок поздно идет домой, особенно, если он учится во вторую смену. Родители, находящиеся в постоянной телефонной доступности и здраво оценивающие возникшие условия, могут курировать его дальнейшие действия. Возможно, ему целесообразнее будет остаться в школе и дожидаться там взрослых, или сменить маршрут и идти к бабушке (однокласснице), которая живут поближе.
Велосипедист или роллер — уже не пешеход!
На первый взгляд, что может быть опасного в новом велотранспорте или роликах для ребенка? Вы уже определились, как выбрать велосипед для ребенка, купили экипировку и сам велик, но вот тут-то и начинаются проблемы. Оказывается, нельзя отпускать ребенка одного кататься по проезжей части, пусть даже одним глазком взглянуть на бурлящую улицу и почувствовать себя участником дорожного движения.
Взрослые всеми доступными средствами должны внушить ребенку, что делать этого до четырнадцатилетнего возраста категорически запрещено. Кататься разрешается в специально отведенных местах, парковых зонах, с использованием специальной экипировки, защищающей ребенка от тяжелых травм и увечий при серьезных падениях.
Экипировка для роллера
Скоро весна, а там и лето не за горами — пора пикников и занятий спортом на свежем воздухе. Довольные детишки получат ролики, а перед их родителями встанет вопрос о защите и безопасности. Деткам постарше уже можно объяснить необходимость наколенников и шлема, ну а если малыши отказываются их надевать, то от занятий лучше отказаться вовсе. Хотя, в первое время, когда малыш будет держаться за вас, можно ограничиться лишь защитой на локти и колени.
Комплект защиты на колени и локти можно купить, учитывая лишь возраст ребёнка. А вот за шлемом придётся идти вместе и примерять, так как строение черепа у всех разное и какие-то модели могут вовсе не подойти. Существуют также защитные шорты, предохраняющие копчик от ушибов, но на ребёнка бывает трудно найти подходящий размер. Хотя, если родители славятся мастерами на все руки, то сделать их самостоятельно, изучив строение взрослой модели, не составит труда.
Для этого потребуются две пары штанишек на размер больше и накладки из туристического коврика. Штанишки вставляем друг в друга, а между ними пришиваем защиту: на бедрах, копчике, ягодицах, тазовых костях в районе бедра.
Итак, что понадобится для выезда на роликах:
- Шлем.
- Защита на локтевые суставы.
- Защита на запястья и кисти рук.
- Защитные шорты.
- Ролики.
Защита на запястья, колени, локти и шлем должны одеваться всегда, даже, когда ваш малыш уже рассекает на роликах не первый год. Шлем — тут без комментариев, так как голова является самой важной частью тела. На запястьях и кистях рук также собрано много мелких костей, которые не так уж и трудно поломать. Нельзя относиться инфантильно к вопросу безопасности. Вы должны приучить ребёнка к правилу: «Нет защиты — нет роликов» и тогда катание действительно будет приносить радость и пользу, а не сломанные руки-ноги и порванную одежду.
Безопасно ли общественное место?
Улица, общественный транспорт, подъезд многоквартирного жилого дома могут преподнести неожиданную встречу с неблагонадежными субъектами (грабителями, пьяными, хулиганами). Их может привлечь легкая добыча у ребенка дорогой вещи (одежды, телефона), предполагаемого наличия денег. И тут уже сам ребенок должен соизмерять несовместимость сил и сделать все для самосохранения: убежать, позвать на помощь, отдать требуемую вещь. Ведь нет ничего на свете дороже его собственной жизни.
Если так получается, что маршрут ребенка лежит через пустынное место или темный переулок, а родители никак не могут его забрать из школы, для связи обязательно должен быть использован сотовый телефон. Лучше заранее договориться о том, что когда ребенок дойдет до опасного мета — пусть звонит маме или папе и будет все время на связи, пока не выйдет в безопасное место. Так ребенок сможет предупредить об опасности, чтобы родители смогли вовремя среагировать, например, позвонить в полицию.
Что делать ребенку, если он потерялся
Наверное, нет ни одного ребенка, который бы ни разу не терялся. Не важно, где это было — в парке, на прогулке или в магазине. Причем, потеряться может даже, казалось бы, вполне взрослый школьник, например, проехав одну-две остановки дальше по дороге домой. А что уже говорить о малыше, который, оказавшись в людном месте, и потеряв вас из вида, испугается и побежит вас искать? Сколько времени пройдет и насколько сильно он испугается?
Ребенок любого возраста должен знать, что делать в такой ситуации: куда идти и к кому обращаться за помощью, знать, как минимум, данные и телефон родителей. А еще лучше проиграть с ребенком сценарий «заблудился» или «потерялся».
К пяти-шести годам любой дошкольник уже с легкостью запомнит хотя бы один номер телефона, а лучше два — мобильный и домашний (или рабочий мамин или папин). Также разучите с чадом, как зовут маму и папу, свою фамилию и точный адрес. Но, при этом необходимо помнить, что говорить такие данные можно только человеку в форме полицейского, а не случайному прохожему.
Объясните, что нужно делать в нестандартной ситуации. Первое — это обратиться за помощью к официальному лицу — к полицейскому, кассиру или охраннику в магазине. Если малыш потерялся на улице и поблизости нет ни магазинов, ни других учреждений, то выбирать следует по внешности и половому признаку: лучше обращаться к женщине средних лет, а еще лучше — к женщине с ребенком.
Какую помощь должен попросить ребенок? Первое — это связать его с родными. Если такой возможности нет, малыш не помнит ни телефона, ни точных данных родителей, то попросить вызвать полицию. Более взрослый школьник, если он заблудился, должен уметь спросить у взрослого дорогу до нужного места, какой транспорт туда идет или улицу.
Если ребенок потерялся в супермаркете и вы не предупредили его, где вы встретитесь в этом случае, то ребенок должен знать, что обращаться также стоит к кассиру или охраннику, а уже они оповестят родителей по громкой связи о потеряшке.
Школьник, как правило, уже умеет пользоваться телефоном и практически всегда носит его с собой. Поэтому, если он заблудился, не стоит искать дорогу самому: так можно потеряться еще больше. Проще позвонить родителям и обязательно описать место, где он находится. А уже родители решат, как поступить — то ли приехать и забрать ребенка, то ли посоветовать, как добраться до нужного места.
Чего делать нельзя
Также ребенок должен знать, чего нельзя делать в ситуации, где он потерялся или заблудился.
Во-первых, говорить личные данные о себе или своей семье первому прохожему (особенно, если с собой есть ключи от дома). Вообще не стоит много говорить с незнакомыми людьми и позволить втянуть себя в доверительный разговор. Конечно, большая вероятность, что малыш встретит порядочного человека, готового помочь, но рисковать здоровьем и жизнью малыша не стоит.
Во-вторых, нельзя никуда ни с кем идти, даже, если тот говорит, что отведет его домой по поручению мамы или папы. Исключением может стать лишь полицейский в форме, приехавший на специальной машине.
Как это ни печально, но иногда дети боятся родительского гнева больше, чем незнакомцев или преступников. Именно поэтому родители не должны слишком наказывать детей за проступки — чтобы в будущем, что бы ни случилось, ребёнок считал родителей самыми верными друзьями, которые могут посоветовать и уберечь. А для этого необходимо начать с себя.