Правила игры в волейбол на физкультуре в школе

как играть в волейбол

Как играть в волейбол в школе на уроке физкультуры? Отличается ли обычный «взрослый» волейбол от школьного? На эти вопросы ответим сегодня на vkysnyasha.ru.

Волейбол относится к командным видам спорта, в котором две команды из шести игроков. Каждый из них старается направить мяч на сторону противника таким образом, чтобы он коснулся земли на поле соперника, или заставить соперника совершить ошибку. Игра проходит на разделенном сеткой поле.

Читайте также: правила игры в баскетбол в школе.
История волейбола начинается в конце 19 века в США. В 1895 году Уильямом Дж. Морганом, инструктором по физической культуре в YMCA в Голиоке, Массачусетс, была разработана новая игра, первоначально названная «минтонет». Предназначалась она как более спокойный вид спорта по сравнению с баскетболом для пожилых членов клуба. Игра быстро набрала популярность не только в США, но и за их пределами.

Польза от игры в волейбол

Свою пользу приносит любая физическая активность, но какую пользу приносит игра в волейбол для детей в школе?

  1. Физическое развитие. Волейбол способствует развитию выносливости, координации движений, силы и быстроты, а также улучшает гибкость тела и реакцию.
  2. Умственное развитие. Эта игра требует концентрации внимания, стратегического планирования и быстрого решения проблем в динамичной игровой среде. А это полезно для развития интеллектуальных способностей любого ребёнка и взрослого.
  3. Социальные навыки. Волейбол — это командная игра, что способствует выработке умений работы в команде, лидерских качеств, ощущения единства и поддержки. Через игру дети учатся общению и поддержке друг друга.
  4. Эмоциональное благополучие. Участие в волейбольных матчах может снижать стресс и улучшать настроение, предоставляя возможность для выражения эмоций и получения удовлетворения от игры и командного взаимодействия.
  5. Развитие навыков дисциплины и самоконтроля. Регулярные тренировки и соблюдение правил игры способствуют развитию дисциплинированности, ответственности и самоконтроля у детей и подростков.
  6. Вовлечение в здоровый образ жизни. Волейбол и другие виды спорта способствуют формированию привычки к регулярным физическим нагрузкам, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья и может предотвратить развитие многих заболеваний.

В целом, волейбол предлагает школьникам здоровый и активный способ проведения свободного времени. А также помогает развивать как физическое, так и психоэмоциональное благополучие.

Кому нельзя играть в волейбол

Как играть в волейбол в школе, чтобы избежать травм или других неприятных последствий? Волейбол — достаточно безопасный вид спорта по сравнению с контактными видами, но, как и любая активная физическая нагрузка, имеет определённые противопоказания. Играть в волейбол может быть не рекомендовано людям с некоторыми состояниями здоровья или травмами.

  • Острые и хронические травмы опорно-двигательного аппарата. Игра в волейбол предполагает интенсивные прыжки, внезапные движения, повороты и резкие стопы. А это может привести к усугублению травм коленей, голеностопов, тазобедренных суставов и позвоночника.
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой. Лица с сердечными заболеваниями, высоким кровяным давлением и проблемами с кровообращением должны избегать высокоинтенсивных нагрузок. В том числе игры в волейбол, без предварительной консультации с врачом. Это же касается и детей, и подростков.
  • Проблемы со зрением. Волейбол требует хорошего зрительного восприятия для отслеживания быстро движущегося мяча, поэтому людям с серьёзными проблемами зрения может быть сложно участвовать в игре на равных.
  • Хронические болезни и проблемы с дыхательной системой. Условия, такие как астма или хронический бронхит, могут ограничивать способность выполнять интенсивные упражнения из-за потенциальных проблем с дыханием.
  • Нарушения в работе системы кроветворения и иммунодефицитные состояния. Эти условия могут затруднить участие в любой активной физической деятельности из-за повышенного риска инфекций и ухудшения общего состояния здоровья.
  • Перенесённые операции и переломы. Необходим период восстановления после оперативных вмешательств или переломов, прежде чем начинать занятия волейболом или другими видами физической активности.
Если ребёнок или подросток имеет противопоказания к волейболу или любой другой физической активности, то перед участием в игре рекомендуется получить консультацию у специалиста и, при необходимости, взять соответствующий документ (справку).

Профессиональная консультация поможет определить уровень безопасной нагрузки и возможность участия в игре.

Инвентарь для игры

Для организации игры в волейбол на уроке физкультуры в школе требуется соответствующая подготовка, включая оборудование площадки, разметку и инвентарь. Рассмотрим, что нужно для игры в волейбол на уроке физкультуры в школе.

Площадка для игры

Размеры поля должны быть 18 метров в длину и 9 метров в ширину для стандартной игры. Однако, в школьных условиях могут использоваться уменьшенные размеры в зависимости от доступного пространства.

Высота сетки устанавливается на уровне 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин в стандартной игре. Для школьных игр возможна корректировка высоты в зависимости от возраста и роста учеников.

Разметка площадки

  • Разметка задней линии (линия подачи) находится на расстоянии 3 метров от задней границы поля.
  • Центральная линия разделяет поле на две равные части и проходит под сеткой.
  • Линии 3-метровой зоны находятся на расстоянии 3 метров от сетки в каждой половине поля. Они определяют зону, в которой передние игроки могут выполнять атакующие удары.

Все линии должны быть чётко видны. Их ширина обычно составляет 5 см.

Инвентарь

Мяч для волейбола должен быть специальным волейбольным мячом, соответствующим стандартам размера и веса. Для младших классов могут использоваться более лёгкие мячи.

Сетка для волейбола с антеннами, которые крепятся к боковым сторонам сетки и являются продолжением боковых линий. Антенны помогают определять, через какую зону мяч может пересекать сетку.

Стойки для сетки должны быть устойчивыми и безопасными, чтобы обеспечить надёжную фиксацию сетки во время игры.

Дополнительное оборудование

  • Форма для игроков. В школьных условиях достаточно, чтобы форма двух команд различалась по цвету для удобства идентификации игроков.
  • Свисток для судьи. Игру обычно контролирует учитель, который может использовать свисток для указания на начало игры, ошибки и остановку игры.
  • Насос для мяча. Необходим для поддержания оптимального давления в мяче.


Игра в волейбол на уроке физкультуры может быть адаптирована под имеющиеся условия. Главное, чтобы оборудование было безопасным для использования, а размеры поля и высота сетки соответствовали возрасту и уровню подготовки учеников.

Основные правила для школьников

Игра в волейбол для школьников адаптируется с учетом их возраста и физического развития. Рассмотрим упрощённые основные правила волейбола, адаптированные для школьного уровня.

Расстановка игроков

Каждая команда состоит из шести игроков, располагающихся на площадке: три игрока находятся на передней линии (атакующие) и три на задней линии (защитники).

Расстановка игроков должна следовать за заданной ротацией после каждой успешной подачи командой. Ротация происходит по часовой стрелке.

Подача

Игра начинается с подачи мяча с задней линии половины подающего, при этом мяч должен перелететь через сетку на сторону противника.

Подача может выполняться разными способами: ударом снизу, ударом сверху, прыжковой подачей. Подача считается успешной, если мяч пересекает сетку и попадает в пределы поля противника.

Нарушения

Как и в любой другой игре. в волейболе существуют нарушения, за которые команду могут оштрафовать или убрать с поля игрока.

  • «Четыре удара»: команде не разрешается касаться мяча более трех раз подряд (не считая блока).
  • Двойной удар: игрок не имеет права касаться мяча дважды подряд (исключение — после блока).
  • Зацеп за сетку: игрок не должен касаться сетки во время игры.
  • Выход за пределы поля: игроки не могут выходить за пределы своей половины поля во время игры, кроме случаев подачи.
  • Нарушение линии подачи: подающий не должен касаться или пересекать заднюю линию, пока не выполнит удар по мячу.

Начисление очков

Игра в школах часто ведется до определенного количества очков, например, до 25 (с необходимостью лидировать хотя бы на два очка).

Очко начисляется каждый раз, когда мяч касается пола противника, в случае ошибки противника или если команда успешно защитилась от атакующего удара противника.

Мяч должен быть в плавании и не коснуться земли в пределах игрового поля. Если мяч приземляется на линию, он считается в игре.

Дополнительные положения

Игры могут быть адаптированы путем изменения количества игроков на поле, размера поля или системы начисления очков, чтобы обеспечить равные возможности для всех школьников разных возрастов и уровней умений.

В играх для младших классов иногда практикуется использование мячей меньшего размера или мягче, чтобы облегчить игру и сделать ее более доступной.

Важно помнить, что цель игры в волейбол на уроках физической культуры — не только соблюдение правил и стремление к победе, но и развитие командного духа, укрепление здоровья и получение удовольствия от игрового процесса.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий