Поэтапное развитие мелкой моторики: всему своё время

развитие мелкой моторики

Современные педагоги уделяют большое значение развитию мелкой моторики малышей, и неспроста. Развивая работу кисти и пальчиков, мы помогаем совершенствоваться речи ребёнка, развивать творческие способности и умение сосредотачиваться.

Становление мелкой моторики зависит от постепенного развития нервной системы. Уже в возрасте трёх месяцев малыш осваивает захват предметов, сначала грубый — ладошкой, потом, ближе к году пинцетный — указательным и большим пальцами.

Календарь развития мелкой моторики

Существуют условные этапы развития мелкой моторики. Конечно, не стоит сравнивать всех малышей — у каждого свой график развития, но стандарты развития мелко моторики позволяют определить, есть ли те или иные отклонения в развитии малыша, на что стоит обращать внимание родителям, позволит сориентироваться в выборе тех или иных игрушек.

  • 1-3 месяца. Малыш находит свои ручки, сжимает и разжимает кулачки, подносит пальчики ко рту. Может схватить игрушку, но это скорее рефлекс, чем осознанный захват.
  • 4-6 месяцев. Кроха уже активно интересуется окружающими его предметами и игрушками, тянет к ним ручки, может ненадолго сжать игрушку, вложенную в кулачок. С интересом разглядывает свои ручки и ножки, все предметы старается тянуть в рот.
  • 7-9 месяцев. Может не только держать предметы в одной руке, но и перекладывать из ручки в ручку, рассматривает их, хлопает в ладоши. Осваивает захват предметов только пальчиками.
  • 10-12 месяцев. Учится брать всё более мелкие предметы только пальчиками. Рассматривает игрушки, вертит в руках, бросает.
  • 12-18 месяцев. Строит башни из кубиков, катает машинки, складывает пирамидку, стучит предметами друг о друга, учится раскручивать крышки, рисует пальчиками. Может взять более мелкие предметы только пальчиками — пинцетный захват.
  • 1,5-2 года. Карапуз учится рисовать карандашом линии, листает книги, заворачивает и разворачивает игрушки (например, куклу).
  • 2-2,5 года. Активно строит из башни и домики из конструктора, перебирает крупу, переливает воду из разных ёмкостей, вставляет предметы в отверстия, учится резать ножницами.
  • 2,5-3 года. Осваивает лепку, старается обводить по контуру карандашом, может рисовать пересекающиеся линии, круги. Играет с мячом, из кубиков строит всё более замысловатые сооружения, может соединять более сложные формы (простые паззлы).

Как правило, в более старшем возрасте происходит усовершенствование этих навыков, вплоть до игры на музыкальных инструментах, вышивания, ювелирной техники, изготовления разных поделок своими руками.

Кстати, дети, которые имеют тактильную память воспринимают некоторые вещи, лишь потрогав их. Например, чтобы лучше запомнить что-то, им нужно для этого записать, а вот на слух это «что-то» воспринимается с трудом.

Упражнения для развития мелкой моторики

Практически все современные методики развития малышей включают в себя упражнения для развития мелкой моторики. Для упражнений используются не только специально купленные наборы, но и подручные предметы, которые можно сортировать, перекладывать, наполнять ими различные емкости.

Ежедневно можно использовать разные упражнения для развития моторики пальцев рук, составив, например, конспекты занятий с детьми.

  1. Что необходимо: бусины или макароны различной формы (2 или 3 вида). Что делать: необходимо отсортировать по отдельным блюдцам.
  2. Что необходимо: несколько крышечек разного размера, краски и пипетка. Что делать: окрашенную воду переливать в крышечки или смешивая между собой, получать новые оттенки.
  3. Что необходимо: помпоны разного размера и цвета, емкости, пинцет или щипцы. Что делать: перекладывать помпоны, используя пинцет или щипцы.
  4. Что необходимо: карандаши, пластиковая бутылка. Что делать: необходимо в бутылку переложить все карандаши.
  5. Что необходимо: коробочка и прищепки. Что делать: на бортик коробочки прицепить все прищепки. Также можно развешивать кукольную одежду или просто листики цветной бумаги на веревочку.
  6. Что необходимо: крупные болты и гайки. Что делать: накручивать гайки на болты.
  7. Что необходимо: трубочки для коктейля, веревочка. Что делать: трубочки для коктейля нарезать на кусочки длиной 1 см и нанизывать их на веревочку. Также вместо трубочек можно нанизывать макароны различной формы, а потом раскрасить их — получатся бусы.
  8. Что необходимо: разная крупа (манка, пшено, гречка, пшеничная), раскраски, клей. Что делать: на раскраску на разные участки наносится клей и посыпается крупой. Так, вместо раскраски получится аппликация из крупы.
  9. Что необходимо: листок бумаги с нарисованным простым контуром (например, обычная геометрическая фигура или простой рисунок — домик, мячик, грибок), губка и зубочистка. Что делать: на губку положить листик с контуром и с помощью зубочистки проколоть дырочки по контуру, по возможности на одинаковом расстоянии друг от друга.
  10. Что необходимо: бусины различного цвета и размера, пластилин. Что делать: из пластилина лепится какая-то определенная фигурка, а потом на него приклеиваются бусины. Так можно сделать простые предметы: домик с крышей, из пластилинового шарика можно получить колобка или человечка со смешной рожицей, грибок. Используя бусины разного размера, можно «вылепить» любое животное, цветок и т.д. Вместо бусин можно использовать крупу — пшено, рис, манку, гречку или макароны различного размера. Позже вместо пластилина используется соленое тесто с крупой, а поделки можно раскрашивать и запекать.

Пальчиковая гимнастика для малыша

Игры с маленькими пальчиками стимулируют развитие мелкой моторики, речи и помогает общаться с крохой. К пальчиковой гимнастике можно приступать уже на 6-7 месяце жизни малыша. Причём самая первая гимнастика — это регулярное разминание, поглаживание и массаж пальчиков и ладошек малыша. Проводить такие процедуры можно ежедневно по 2-3 минуты.

Важную роль играет сопровождение подражательных действий стихами, привлекающих внимание деток. Это не спроста — стихи легче запоминаются, к тому же, ритм и неизменный порядок слов кажется для ребёнка чем-то магическим, завораживающим. К гимнастике также можно отнести пальчиковые игры.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены лодочкой. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки в озере плескались
В чистой тёпленькой воде
То сожмуться — на последнем слове пальцы рук очень плотно сжать (придерживайте своими руками ручки крохи)

Разожмуться — пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке — снова, сложив пальчики, руками поочердно совершаете движения.

Ягодки

Чуть приподнять перед собой руку, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю — пальцами другой руки поглаживайте каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаете с него воображаемую ягодку.


И в лукошко собираю — складываете ладошки чашечкой перед собой (при этом помогайте малышу повторять).

Будет полное лукошко — одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой, также сложенной.

Я попробую немножко
Я поем ещё чуть-чуть — одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемую ягодку и отправляем её в рот.

Лёгким будет к дому путь! — указательным и средним пальцами имитируем «убегающие» ножки.

Пальчики

Поочерёдно сгибаются маленькие пальчики, начиная от большого, заканчивая мизинцем.

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! — все пальчики выпрямляются.

Дом

Постукиваем кулачками друг о друга.

Молоточком я стучу.
Дом построить я хочу — соединить кончики пальцев обеих рук, изображая дом.

Строю я высокий дом — поднять руки вверх.

Буду жить я в доме том — похлопать радостно в ладоши.

Замок

Сложить пальчики в замок (малышу поднадобится помощь). Читая стишок, раскачивать «замок».

На дверях висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали — ритмично постучать основаниями ладоней (не открывая «замка»).

Покрутили — покрутить замком.

Потянули — ручки тянутся в разные стороны, не отцепляясь.

И открыли — замок расцепить.

 

При этом обязательно необходимо соблюдать интонацию, делать паузы, где необходимо, замедлять речь или ускорять. И обязательно проводите игру тёплыми руками.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий