Вы, наверное, были безумно рады, когда ваш малыш впервые назвал вас мамой или папой, а себя по имени. Но когда ребенок на ваши разумные предложения и уговоры отвечает решительно «Нет!» — вы готовы его отшлепать. С точки зрения психологии, первый случай ничем от второго не отличается — все перемены, происходящие с вашим ребенком, — это лишь очередная ступень на пути становления личности.
Стать самостоятельной личностью — это основа всего развития, и многое в процессе взросления радует родителей. Мы радуемся, когда малыш говорит: «Я хочу» или «Мне хочется». Проблема заключается в том, что это «я хочу» неизбежно перерастет в «нет, не буду», а его «не дам» формирует жадину-говядину. Именно в этот период у малыша происходит осознание этого, что он может иметь свое мнение и свой взгляд на вещи, а именно это и означает «быть личностью». И если инициатива исходила не от него, а от взрослого, то малыш начинает противоречить, даже если ему хочется согласиться.
Ведь получается, что это вы управляете жизнью малыша, решаете, идти гулять на детскую площадку или в парк, одеть розовый костюмчик или зеленый, съесть ребенку яблоко или морковь. Когда малыш говорит первое «нет», он хочет дать вам понять, что он тоже может принимать подобные решения.
Без сомнений, человеку очень хорошо живется «под маминым крылом»: не нужно решать, надеть ботиночки или сапожки, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений, типа есть ли яйца всмятку или омлет. Затем постепенно приходит ощущение того, что можно жить как-то иначе, не так, как сейчас, не в этом состоянии «ничегонеделания». Ведь ребенок — отдельный человек, личность, которая начинает понимать, что ему больше нравится розовый костюм, а не зеленый, хочет пожарную машину и терпеть не может, что спать приходится ложится раньше всех. Он — отдельный человек, с мнением которого нужно считаться.
Как правило, первое отрицание всего со стороны малыша приводит в некое замешательство его родителей, если не в состояние паники. Теперь нужно срочно «перегруппировываться», менять планы и методы воспитания — с мнением малыша теперь необходимо считаться. Хотя кроха, который высказывает твердое «нет» думает, что быть самостоятельной личностью и говорить «нет» это одно и то же, не нужно пытаться уговорить его сделать что-то. Достаточно дать ребенку иллюзию выбора: например, не нужно спрашивать, идете вы гулять или нет, спросите: «Мы пойдем гулять в парк или на площадку?», или «Ты будешь пить чай с печеньем или с булочкой?» и т.д. Тогда есть шанс найти компромисс.
Если же, родители способны уважать то мужество, которое требуется малышу, переживающему первый кризис становления личности, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он скорее поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто отрицание.
Уважать стремление ребенка к независимости — значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.
Ведь, период отрицания будет негативной, если превратить ее в борьбу своих желаний с желаниями ребенка. Но ведь можно пережить этот период по-другому — радуясь рождению новой личности, ища взаимные компромиссы при принятии совместных решений.
Кстати, если подавлять насильно волю малыша, то он не сможет в свое время сказать «нет» продавцу наркотиков, «нет» — участию в драке. Так что личности нужны упражнения, чтобы стать личностью.