Нарушения речи у детей дошкольного возраста: когда пора к логопеду

Нарушения речи у детей дошкольного возраста: когда пора к логопеду

Уже в первом полугодии у маленького человечка появляются самые первые звуки, характеризующие его общение с окружающими. По мере взросления звуки усложняются, перерастают в слова, затем в предложения. Но бывает, что родители сталкиваются с нарушениями речи у ребенка, но не могут понять, что с этим делать и к кому обращаться. Да и сами нарушения могут вызваны разными причинами, которые определить может лишь опытный специалист.

Говоря о нарушениях речи, мы имеем ввиду трудности в общении с окружающими, которые могут быть выражены по-разному: неправильное или нечеткое произношение некоторых звуков, затруднения в формировании предложений, неумение выразить свои мысли и желания. В самых тяжелых и запущенных случаях ребенок вообще может не говорить. В этом случае родителям понадобятся услуги детского логопеда-дефектолога, который сможет понять проблему и найти решение.

Как распознать, есть ли нарушения речи

Способность выражать свои мысли и эмоции через речь сама по себе уникальна и присуща только человеку. Но, как и все действия, речь контролируется головным мозгом и зависит не только от степени зрелости коры головного мозга, но и от окружения. Нарушения в формировании речи можно заметить в самом раннем возрасте. Даже крик новорожденного уже может сказать о многом: именно с помощью него малыш выражает свое недовольство или голод. О наличии проблемы может рассказать слишком тихий или, наоборот, весьма громкий, похожий на всхлипы, крик.

Начиная с 2-3 месяцев наступает период гуления, лепетания, причем звуки имеют разную интонацию. Малыш уже может выражать свои эмоции с помощью простых «агу», причем, интонация этих звуков, когда он голодный или когда видит маму, будет разная.

Чем старше становится кроха, тем более сложные звуки добавляются к речи. Стоит насторожиться и показать ребенка дефектологу, если стадия лепета слишком затянулась и ребенок не произносит новые звуки, не пытается повторять за взрослыми.

В возрасте 7-8 месяцев словарный запас пополняется полноценными «ма-ма» или «ба-ба» (па-па, та-та и др.). Отсутствие в речи повторяющихся слогов также можно расценивать, как проблему. Уже к 9-10 месяцам кроха не только пополняет свою речь новыми звуками, но и понимает, что от него хотят: машет на прощание ручкой, показывает названный предмет, отрицательно качает головой на слово «нет», может покачиваться под музыку.

В год уже многие малыши начинают делать первые шаги и выполнять простые действия и команды: например, принести любимую игрушку, похлопать в ладоши — всё это говорит о способности слышать и понимать речь взрослого.


Конечно, если любой из этих этапов имеет какие-то отклонения, необходимо показать кроху таким специалистам, как ЛОР (для проверки слуха), невропатолог, логопед и психиатр. Возможно, задержка развития речи имеет под собой более серьезную медицинскую проблему.

Но чаще всего диагноз нарушение речевого развития ставят в три года, если у ребенка отсутствует речь полностью, либо ограничена несколькими звуками. О нарушениях также может говорить неумение составлять более сложные предложения, непонимание обращенной к ребенку речи или перестановка слогов в словах (дислексия).

Причины нарушения развития речи

Нарушение произношения и формирования речи могут быть связаны с разными причинами, от врожденных физиологических до психологических и социальных. Чаще причинами выступают следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Во время беременности у малыша закладываются основные важные системы и органы. К патологическим состояниям, способным в будущем вызвать речевые нарушения, относят гипоксию плода, вредные привычки матери, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, лекарственные препараты, принимаемые матерью, несовместимость резус-фактора.
  • Травмы, полученные во время родовой деятельности. Тяжелые или преждевременные роды, асфиксия плода или даже кесарево сечение могут впоследствии послужить причинами задержки в развитии речи.
  • Заболевания в раннем возрасте. К нарушениям развития речи могут привести такие факторы, как осложнения после инфекционного заболевания, черепно-мозговые травмы.
  • Наследственность. Если в семье у кого-либо были нарушения в развитии артикуляционного аппарата, то велика вероятность появления такой патологии и у ребенка. К косвенным причинам логопеды также относят особенности строения нервной системы.
  • Социальное окружение. Общение со взрослыми играет особую роль в развитии речи у ребенка. Именно окружающим взрослым малыш пытается подражать, поэтому общение должно быть максимально эмоциональным. Имеет значение и произношение: подражая окружающим, ребенок будет повторять абсолютно все звуки, даже неправильные.

Диагностика

Диагностировать нарушение речи у крохи может лишь специалист. Однако, это не значит, что родители не смогут понять, существует ли проблема с развитием речи у ребенка. Многие ошибочно полагают, что показывать логопеду малыша нужно лишь по достижении им определенного возраста, например, в три года. Но промедление в некоторых случаях лишь усугубляет ситуацию и, чтобы помочь ребенку с нарушениями, приходится подключать уже совсем других специалистов.


Именно поэтому рекомендуется с самого раннего возраста следить за поведением и звуками малыша. Прежде, чем ставить какие-либо диагнозы, логопед обычно анализирует родовой и послеродовой период, расспрашивает о заболеваниях родственников, которые могут влиять на развитие речи, оценивает социально-бытовые условия ребенка. На приеме также специалист проверит моторику рук ребенка, произношение, обследует артикуляционный аппарат и даже особенности строения челюсти.

Возможно, в более серьезных случаях, потребуется помощь не только логопеда, но и невролога, ЛОРа, дефектолога, ортодонта.

В зависимости от полученных результатов врач будет принимать решение о назначаемой методике.

Лечение речевых нарушений

Подход к устранению нарушений в развитии речи должен быть комплексным и напрямую зависит от причин, которые послужили фактором задержки в развитии.

Если речь идет лишь о трудностях в произношении некоторых звуков, то, возможно, понадобятся упражнения для языка и артикуляционного аппарата. Гимнастика подбирается с учетом проблемных звуков и выполняться должна перед зеркалом. Первые упражнения самые простые, которые усложняются по мере того, как справляется ребенок.

Если причина кроется в физиологических проблемах (например, нарушение слуха или аномальное строение артикуляционного аппарата), то работа должна проводиться совместно с другими специалистами (отоларингологом, неврологом, педагогом-психологом). При тяжелых нарушениях неврологического характера возможно назначение медикаментозного лечения.

Профилактика

Только родители, которые общаются с ребенком ежедневно, могут первыми увидеть проблему нарушения речи. Но также они в силах и предотвратить появление некоторых нарушений, не связанных с развитием областей головного мозга, отвечающих за речь. Для этого важно обеспечить малыша правильной речевой средой и выполнять следующие рекомендации:

  • Общаться с первых дней жизни ребенка, причем с интонацией. Даже, если поначалу кроха ничего не понимает — он уже привыкает слышать родную речь.
  • Чаще задавать ему вопросы, смеяться, улыбаться, хвалить и поощрять.
  • Выполнять пальчиковую гимнастику и массаж. Обязательно в игровой стихотворной форме.
  • Выполнять несложные упражнения для пальчиков: разбирать крышечки, завязывать бантики, рисовать, лепить. Ученые давно доказали, что красивая речь «живет» на кончиках пальцев.

У подросшего малыша в обязательном арсенале должны быть такие игры, как конструкторы (не важно, девочка у вас или мальчик), мозаика, паззлы.

При общении с ребенком важно следить, какие именно обороты и слова вы употребляете, ведь, дети — это отражение нас самих, они моментально схватывают всё на лету и запоминают даже то, что не нужно. И у ребенка не будет проблем с общением, если он с первых дней слышит красивую и связную речь.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий