Методика развития Г.Домана: основные принципы обучения чтению, работа с карточками

Методика развития Г.Домана: основные принципы обучения чтению, работа с карточками

Гленн Доман – врач физиотерапевт. После окончания университета Глен начал заниматься изучением развития детского мозга. У этого гениального человека множество книг и научных работ. Некоторые даже говорят, что этот человек сделал для детей больше, чем кто-либо.

Многие педагоги активно пользуются разработанными методиками этого автора, ведь результаты его экспериментов просто удивительны. Доман начал свою деятельность в Филадельфийском институте, где изначально занимались разработкой методик для развития детей с травмами мозга. В результате своих исследований, врач обнаружил, что если активно стимулировать деятельность одного из органов чувств, можно добиться активизации работы мозга в целом. Таким образом, врач пытался задействовать не пораженные участки мозга.

Например, для того чтобы дети научились фиксировать взгляд на одном предмете, ученый стал показывать им карточки с красными точками. Затем он постепенно увеличивал их количество. Как только стали видны изменения, карточки сменили на слова и изображения. Продолжительность занятий составляла не более 10 секунд, но по несколько десятков раз в день. Сотрудники университета так же пытались работать с незрячими детками, изначально помогая им воспринимать очертания.

Как только детки осваивали чтение, к их занятиям добавились карточки с большими красными точками, с помощью которых они должны были научиться считать. Освоив чтение и счет, дети начинали двигаться. Заметив подобное улучшение, врач разработал программу совершенствования их физических способностей, внедрил изучение иностранных языков, а также игру на музыкальных инструментах. В ходе эксперимента дети стали опережать своих сверстников. Такую же систему Доман разработал и для здоровых детей.

Доман считал, что человеческий потенциал не имеет границ, и детей даже в самом раннем возрасте можно обучать многому.

Открытием Домана являлось то, что мозг новорожденного ребенка запрограммирован на обучение, а после трех лет развитие головного мозга значительно замедляется. При правильной организации процесса, любой ребенок будет изучать все, что ему предложат.

Методика Домана рассчитана на родителей нашего времени, с постоянным недостатком времени, чтобы общение с ребенком не ограничилось только его обучением.

В чем же заключалась его методика

Каждый ребенок имел индивидуальную программу, которая начиналась в принципе одинаково – с копирования. Сотрудники института управляли руками, ногами и головой ребенка так, как бы ребенок делал сам, если бы был здоровым. Таким образом, детки просто учились ползать сами, но под присмотром. Затем прибавлялись дыхательные процедуры и мануальные.

Впервые свою методику Гленн Доман применил на здоровых детях после того, как заметил, что братья и сестры больных деток с удовольствием присоединялись и помогали в ходе занятий.


Доман имеет несколько догм, которые движут ним:

  1. Благодаря постоянному использованию головного мозга он развивается.
  2. Любой ребенок может стать гением, если найти правильный ключ к его обучению.
  3. Самый лучший педагог для ребенка – это его мама и папа.

Доман призывает родителей начинать обучение как можно раньше, ведь чем меньше ребенок, тем быстрее и лучше он все усваивает. Необходимо хвалить малыша и радоваться его успехам. Уважение и доверия – очень важный фактор. Родителям также должно нравится обучение ребенка, хорошо бы еще и создать соответствующую обстановку для занятий. Очень важно остановиться до того, как ребенку это надоест. Также следует чаще обновлять материал и ни в коем случае не проверять своего ребенка.

С какого возраста начинать заниматься?

Ответ очень прост: с самого рождения. Ведь мы же разговариваем с новорожденным малышом, это развивает его слуховой аппарат. А ведь можно сообщать ему ту же информацию в визуальной форме, пользуясь соответствующими карточками. Практика показала, что дети с восторгом рассматривают карточки с фруктами, животными, цветами, видами природы, словами, точками и т.д., воспринимая их показ как увлекательную игру, а также возможность побыть рядом с мамой и насладиться совместным процессом обучения. Такое опережающее обучение (даже по 5 минут в день) стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, ребенок развивается гораздо быстрее сверстников, и с рождения открывает для себя мир энциклопедических знаний.


Методика Домана работает так хорошо в первую очередь потому, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание, и во время его активного роста (до трёх-шести лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. Исследовать и узнавать что-то новое – самое важное и любимое занятие любого крохи. И задача родителей заключается в том, чтобы с самого рождения дать малышу неограниченные возможности развития, а уж что он выберет из длинного, предложенного ему списка занятий, – решать ему.

Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам постепенно научиться уважать его волю, его «Я».

Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный
опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Как заниматься?

Выберите время, когда ребенок сыт, бодр и пребывает в хорошем настроении. Радостно сообщите ребенку: «Сейчас я покажу тебе красивые фрукты!» и начинайте показ карточек, перекладывая задние карточки вперед. Не заглядывайте сами на изображение, это отвлекает внимание ребенка. Демонстрируйте карточки быстро, отчетливо и весело проговаривая написанное на обороте слово, Доман рекомендует отводить всего 1 секунду на 1 карточку. Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.


В первые дни вы должны говорить: «этот фрукт называется киви», а потом можете произносить только название – «киви». Обучение должно занимать очень короткое время. Начните с показа карточек 1-2 раза в день буквально по нескольку секунд. Заканчивать занятие необходимо до того, как малышу оно наскучит. Если вы всегда будете останавливаться раньше, чем этого захочет ребенок, то он сам будет требовать от вас начать занятия, что только укрепит его врожденную тягу к знаниям.

Рекомендуемые, согласно методике, 3-4 занятия в день в зависимости от возраста и заинтересованности ребенка, включающие в себя демонстрацию карточек, представляют основы знаний разных категорий. Каждая карточка проговаривается взрослым в течение 5 секунд и запоминается ребенком, как существующий неопровержимый факт за последующие 20-30 показов. По мере достижения ребенком желаемых результатов обучения, карточки меняются, а через некоторое время достаются вновь для закрепления изученного материала.

Цель занятий – познакомить детей с множеством интересных, неоспоримых фактов, которые подобно компьютерной программе систематизированы по папкам, категориям и битам.

Показывая карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом, и громко произнося их вслух, малышу в первую очередь прививают навыки чтения.

loading...

Доман не начинает обучение детей с букв. Читать буквы очень сложно, поскольку никто никогда не ловил «А», не носил «Б», и не играл в «С». Зато все ловили мяч, носили носки или играли в футбол.Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит обычной методике, когда детей сначала знакомят с буквами, затем со слогами, и только потом со словами. Доман утверждает, что человеческий мозг словно компьютер — ему
нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

При обучении малыша математическим знаниям также используются карточки с изображением на них определенного количества точек (кружков). Регулярная и последовательная демонстрация карточек, формирует у ребенка абстрактное мышление и способность быстро и безошибочно определять количество кружков «на глаз», не считая количество точек.

Презентация – это очень простой метод, чтобы довести информацию до вашего ребенка. В хороших презентациях есть: скорость подачи, звук, яркие изображения. Электронная презентация гораздо удобнее просмотра карточек (как в оригинальной версии Глена Домана). Бумажная версия (показ карточек или альбомов) занимает как много времени, так и места в вашей квартире. Электронная презентация поможет вам сделать этот процесс более продуктивным и эффективным.

Для чего нужны презентации малышам?

Ежедневно просматривая различные презентации, ребенок узнает массу новой и полезной информации. Эта информация очень легко усваивается и она доступна для понимания маленького ребенка. Доступна она из-за того, что фразы короткие и простые, изображения яркие и четкие. Ребенок учиться воспринимать мир в целом: звук и изображение одновременно. У малыша развивается память, внимательность, растет объем знаний. Он приобретает большой объем знаний об окружающем его мире. Так как многие презентации построены на принципе: от простого к сложному, то чем дольше занимается ребенок, тем более четкую структуру знаний приобретает в результате занятий.


Спустя некоторое время (несколько недель или месяцев) после начала обучения Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично — серия карточек включает в себя знания из различных областей науки. Здесь даже неважно, запомнит ли малыш всю информацию, ведь, учась, он позволяет своему мозгу расти, анализировать, делать выводы и находить закономерности. Время и тут исчисляется минутами: 1 секунда на одну карточку, 3 серии по 10 карточек в день — всего 10 минут в день. А вот, чтобы изготовить карточки, времени уйдет немало.

Влияние двигательной активности на интеллект

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Доман  предлагает для начала перевернуть ребенка на живот. Младенцев обычно кладут на спинку — в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина — естественным каркасом скелета., малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать головку.

Вторая ошибка — кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. В животе у мамы малыш находился при температуре 36,6 градусов, и ему не подходила прохладная взрослая атмосфера в 20 градусов. Нужно делать комнату для детей как детскую, а не взрослую спальню, поэтому нужно сделать ее теплее.

Дальше — программа развития двигательных навыков и программа равновесия.


Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки, которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползти достаточно большое расстояние.

Ползание вообще играет очень важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта.  Кроме ползания, нужно развивать у ребенка и хватательный рефлекс, просто поднося раз по 10 в день свои пальцы к его ручкам.

Обучение детей чтению по методике Г.Домана

Обучение чтению Доман считает наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может узнавать то, что знали другие люди, жившие, например, 200 лет до нашей эры и в другой стране, а не только то, что дают ему родители. Причем, годовалого ребенка легче научить читать, чем семилетнего.

Методика обучения чтению грудничка начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть эта система хороша для тех языков, где нет окончаний в словах (русский язык ребенок усвоит неверно, а при чтении будет проглатывать окончания). С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания, где он обнаруживает изменения окончаний, позже — простые предложения,  распространенные предложения.

  • 3-6 месяцев. Этот период самый благодарный для обучения ребенка чтению. Все что ребенок познает сейчас для него очень интересно и оседает в памяти надолго. В этом возрасте ребенку еще безразлично, что изучать, поэтому, на этом этапе нужно показывать слова быстро и часто обновлять новые слова. Ребенок еще не говорит и мало двигается, но как раз сейчас у него хорошо работают сенсорные (чувствительные) навыки. Ребенок хорошо воспринимает информацию, но еще не может ее воспроизводить с помощью речи. Понимание слова как текста и слова как звука — один и тот же процесс. Поэтому, ребенок может научиться читать раньше, чем разговаривать.
  • 7 месяцев — год. В это время ребенок только научился ползать, ходить и сидеть, очень сложно удержать его внимание на карточках. Поэтому постарайтесь, чтобы занятия были короткими и проводите их чаше.
  • 1-1,5 года. В это время занятия должны быть максимально короткими. Ребенок научился бегать и начинает общаться с другими детьми, одним словом, превращается в «вихрь». В этот период старайтесь показать хотя бы 5 слов за занятие. И не забывайте остановиться раньше, чем ваш ребенок устанет и сам потеряет интерес к занятию.
  • 1,5-2,5 года. В этот период также сложно продвигаться вперед. Нужно выбирать любимые, интересные слова и начинать изучение постепенно. Не нажимая на ребенка. В этот период ребенок уже может демонстрировать свой характер, поэтому, чем быстрее вы перейдете к этапу словосочетаний и предложений — тем лучше.
  • 2,5—4 года. Несмотря на то, что ребенку захочется сразу перейти к словосочетаниям и предложениям, нужно соблюсти все этапы обучения — от простого к сложному. Ребенку можно давать достаточно сложные слова.
  • 4-6 лет. Ребенку в этом возрасте достаточно сложно воспринимать информацию так же, как и малышу. Ему уже что-то нравится, а что-то нет. Программа обучения детей этого возраста должно быть тщательно проработана. Выбирайте только те слова, которые нравятся ребенку, которые ему хочется читать. Его нужно быстро знакомить с парными словами, фразами, книгами, чтобы лучше закрепить знание отдельных слов. Не проверяйте успехи ребенка и не разрешайте проверять это другим, так как дети в этом возрасте очень ранимы. Неудачи будут огорчать их. Чем больше они будут чувствовать контроль, тем меньше они проявят желания учиться.

Этапы обучения

Первые семь дней — период привыкания, в течение которого вы постепенно увеличиваете количество наборов карточек, стимулируя интерес ребенка и вырабатывая удобный режим занятий (время суток, скорость показа и т.д.).

День первый

Нужно начать в то время суток, когда у ребенка хорошее настроение, и он полон сил. Скорее всего, это будет момент после пробуждения (ранее утро или после полуденного сна). В это время ребенок еще не вошел в пик своей активности и его проще всего привлечь к карточкам.

Используйте комнату, где нет посторонних шумов, игрушек и других отвлекающих объектов. В первый день вы занимаетесь с 5-ю карточками (выберите самые любимые и знакомые слова ребенка, желательно в первый набор включить его имя). Постарайтесь, чтобы слова первого комплекта не были очень длинными. Улыбаясь, начинайте показывать карточки со скоростью 1-2 секунды, на расстоянии около полуметра. Пусть ребенок посмотрит на карточку, только потом вы четко произносите название слова. Затем, показывайте 4 других
карточки. Важно начать именно со зрительного изучения карточки ребенком, чтобы он привык, в дальнейшем вы так и будете демонстрировать карточки.


Когда ребенок уже будет различать слова, это даст  ему возможность самому подумать, какое слово вы ему показываете. Представьте его радость, когда он поймет, что правильно прочитал слово. Это равносильно открытию! С другой стороны, неправильно прочитав про себя слово, ребенок не будет чувствовать себя неловко, а просто решит, что недостаточно внимательно посмотрел на карточку.

После показа всех пяти слов порадуйтесь его успеху: прижмите к себе, поцелуйте, скажите ему ласковые и ободряющие слова. В течение первого дня повторите все это еще 3 раза,
с перерывом не менее получаса. На втором и третьем занятии не забудьте перемешать карточки, чтобы получить случайную очередность показа.

Не забудьте! Старайтесь не покатывать одно за одним слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Всего 5 слов! За день вы потратите на занятия 3 раза по 5-10 секунд, что составит 15-30 секунд!

День второй

Повторите вчерашнее занятие и добавьте новый комплект из пяти слов. Всего 10 слов.

День третий

Первых 2 комплекта и новый комплект из пяти слов. Каждый комплект показываем по 3 раза в день. Всего 15 слов.

День четвертый и пятый

Повторяем 3 комплекта по 3 слова. Всего 15 слов.

День шестой

Добавляем 4-й комплект из пяти слов. В 1-3 комплектах можно заменить по одному слову. Всего 20 слов.

День седьмой

Добавляем 5-Й комплект из пяти слов. В первых 4-х комплектах меняем по одному слову. Всего 25 слов.

День восьмой и далее

Из каждого комплекта убираем по 1 слову, заменяя его новым.


Итак, давайте теперь обобщим всё выше сказанное:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *