Развитие детей дошкольного возраста – это вопрос, где должны отлично разбираться не только воспитатели детских садов, но и сами родители этих детей. Дело в том, что ошибочно будет возлагать ответственность за воспитание детей только на воспитателей и учителей. На самом деле, главными руководителями в этом вопросе должны быть именно те, кто дали ребенку жизнь, то есть родители.
С самого рождения до приблизительно шести лет жизни, идет стремительное развитие детей дошкольного возраста. Из крошечного создания с ограниченными рефлексами, получается человек, а точнее личность, со своими желаниями, потребностями, положительными и отрицательными эмоциями. И самое главное, что необходимо успеть вложить в них, это правильные моральные ценности.
Как объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо? Как научить своих детей правильному поведению и саморефлексии, когда мальчик готовится стать настоящим мужчиной, мужем и отцом, а девочка – женщиной, женой и матерью. Закладывается в этот период развитие и таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение, речь, представления. И чем правильнее будет проходить это развитие, тем больше успехов будет у ребенка во время учебы.
Еще одним важным вопросом является адаптация детей. Сначала в детском саду, а потом и в школе этот процесс должен быть мягким, не пугающим ребенка. Именно за счет этого, дальнейшая адаптация его в других сферах жизни будет проходить менее болезненно. К тому же, адаптация детей, правильная и своевременная, залог того, что ребенок быстрее начнет комфортно себя чувствовать в новых для него условиях. Все его внимание переключится на учебу, он будет с удовольствием ходить в детский сад или школу. И тут отношения между воспитателями и родителями должны основываться на доверии, а не на требовании выполнения тех или иных обязательств. Как часто мы слышим от молодых родителей: «Ничего, ничего, в школе тебя научат уважать старших!». Это полный перенос своих обязанностей на плечи других людей. Учителя и воспитатели направляют, но основную работу выполняют родители вместе со своими детьми, это то, что касается развития, а не обучения ребенка. И только в этом случае будет успех, и вы будете радоваться тому, как Ваш ребенок получается лучшие оценки в школе, занимает первые места, находится в уважении у коллег и окружающих его взрослых людей.
Помогайте детям развиваться
Человеческий мозг на сегодняшний день является мощнейшем инструментом, способности которого до конца не изучены. Есть мнение на счет того, что за всю жизнь наш мозг затрачивает всего 10% своих возможностей, а остальные так и остаются не раскрытыми.
Тем не менее мозг ребенка первые лет пять способен запомнить и усвоить огромное количество информации, которое по силам не каждому взрослому. Сейчас существует мнение о том, что в возрасте 3-5 лет ребенок способен выучить 2-3 иностранных языка помимо своего родного, также научиться читать и считать.
Нас (родителей этих самих детей) развивали по-другому: у родителей — работа, у детей — детский сад, в котором детишки учили стишки, делали поделки, рисовали. Изучение букв оставляли примерно на возраст 6 лет, а иностранный язык вводили в школе, в классе четвертом-пятом. Поэтому не удивительно, что многие родители считают, что их задача — кормить, одевать, «воспитывать» своих чад. И делают огромную ошибку: они упускают драгоценное время для развития, ведь ребенок — личность со своими взглядами на мир, своим мнением и интересами.
Возможно, ребенок и научится ползать и ходить без участия родителей, а вот его развитием необходимо заниматься. И на вопросы «Почему дождик мокрый?» или «А для чего у дяди такая палка?» не отвечать»потому что» или «вырастишь — узнаешь…», а пытаться объяснять доходчивым языком. За детьми необходимо постоянно наблюдать, рассказывать, показывать. Но не нужно забывать и про социальное развитие: если ребенок не ходит в детский сад — водить в кружки, секции, группы развития (сейчас таких много). Ведь творчество для малышей играет огромную роль в адаптации к жизни в целом.
Раннее или своевременное?
В последние несколько лет раннее развитие так прочно вошло в нашу жизнь, что уже нет таких родителей, которые бы задумались на тем, а нужно ли оно ребенку? Мамы и папы изо всех сил стараются буквально втолкнуть в своего малолетнего чадо все то, что само придет. но чуть позже. Не лучше ли воспитать здорового и счастливого малыша, чем часто болеющего и вундеркинда? Откуда такие попытки научить английскому четырехлетку или записать в школу в пять лет с парой-тройкой кружкой за спиной?
С одной стороны, родителей можно понять: мир на месте не стоит, а с каждым годом наука и техника развиваются в геометрической прогрессии, что уже никого не удивишь трехлеткой, опытно орудующим мышкой или тыкающим пальцем в экран современнейшего планшета. Но, с другой стороны, так ли важно растить малыша в той среде, до которой он еще не дорос по ряду причин — и психологических, и физиологических. Да и общество не дремлет — на каждом углу пестрят яркие плакаты с рекламой центров раннего развития.
Возлагая слишком большие надежды на своего будущего отличника, мамы ни в коем случае не допускают мысли, что их ребенок имеет право на ошибку. И маленький человечек вынужден придерживаться той планки, которую для него выставили родители. А с каждым годом эта планка становится все выше и выше.
Возможно, родители хотят дать своего малышу то, чего были лишены сами, дать возможность (не явно) добиться того, чего не добились или не достигли сами. Вот и пытаются повернуть время вспять за счет своего чада. Это можно назвать неким способом самореализации, но через ребенка. Минус в том, что в раннем возрасте малыши даже не задумываются над тем, кем хотят они быть, а родители упорно обучают его и английскому и рисованию, и танцам. Каждый ребенок должен прожить свое детство с его хлюпаньем по лужам, непослушанием и рассматриванием букашек.
Еще один минус раннего развития в том, что «малыши» редко уживаются в коллективе более старших деток. Например, ребенок, которого отдали в школу на год-два раньше, имеет все шансы стать белой вороной среди сверстников. С ним никто не захочет общаться на популярные темы, ведь он до них еще не дорос. И получается, что маленький вундеркинд вызывает гордость и умиление лишь у взрослых. А что думает про себя сам малыш?
Не лучше ли будет создать основу для хорошего обучения? Подготовить к успешному обучению в школе здорового и любознательного ребенка, который не боится узнавать новое, и уж тем более не станет переживать из-за тройки, доставляющей столько неудобств родителям. Ведь, способность к обучению у всех разная, как и мотивация к познанию.
Развиваем мозг малыша
Все дети кажутся особенными до возраста 4-5 лет. Тогда откуда же берутся такие обычные взрослые? Просто по достижении определённого возраста человеческий мозг теряет часть своего потенциала. Так как можно поспособствовать полноценному развитию мозга малыша?
- Грудное вскармливание. Британские учёные утверждают, что взрослые, которых мать кормила грудным молоком в младенчестве, намного легче воспринимают новую информацию, легче анализируют и справляются с проблемами. Поэтому первым шагом на пути к развитию мозга крохи должно быть грудное вскармливание, пусть даже непродолжительное время.
- Свобода передвижения. Малыш, который начал ползать, быстрее осваивает новые территории и учится узнавать окружающий мир. Поэтому обеспечьте своему карапузу свободу передвижения. При этом окружающее пространство должно быть безопасным.
- Свежий воздух. С младенчества гуляйте с крохой на свежем воздухе. Откажитесь от посещения рынков, загрязнённых улиц и магазинов, если гуляете с ребёнком. Также следите, чтоб в присутствии ребёнка никто не курил.
- Больше движений. Подвижные игры на свежем воздухе играют немаловажную роль в развитии детского мозга. Ведь, двигаясь, наш организм потребляет больше кислорода, часть которого отправляет в мозг. Поэтому обязательно разрешайте крохе бегать, прыгать и играть в подвижные игры на свежем воздухе. Используйте любую возможность, чтобы отправиться с малышом за город, в лес, на море (кстати, содержащиеся в морской воде микроэлементы улучшают работу мозга).
- Правильно кормите. Правильное питание играет огромную роль в развитии всего организма, а головного мозга особенно. Для хорошей работы этого жизненно важного органа важны протеины (яйца, мясо, рыба), жиры (масло, орехи, семечки), углеводы (зерновые, хлеб), витамины (фрукты и овощи). Кроме того, важно, чтобы питание было сбалансированным, а продукты — качественными. Давайте малышу только фильтрованную или бутилированную воду, исключите соленья, маринады, сладости, приправы.
- Развивайте мелкую моторику. Тренируйте мелкую моторику малыша. Логопеды, психологи и педиатры хором утверждают: чтобы развить мозг нужно тренировать руку! Используйте подручные средства: пересыпание круп, шнуровки, игры с песком, лепку, сбор ягод с кустов, собирайте мозаику и пазлы.
- Тренируйте оба полушария мозга. В тренировке нуждаются оба полушария мозга маленького человечка. Но до трёхлетнего возраста доминирует правое полушарие, и лишь затем — левое, на развитие которого направлены современные методики. Но минус в том, что если всё время уделять внимание лишь левому полушарию, способности мозга быстро уменьшаются.
- Следите за режимом. Кроме всего прочего, следите, чтобы малыш высыпался: на второй стадии сна кратковременная память очищается и происходит подготовка к восприятию новой информации. Кстати, даже взрослые, которые высыпаются, лучше воспринимают новую информацию и работают.
- Слушайте музыку. Включайте ребёнку музыку: она способствует развитию наглядно-образного мышления, которое лежит в основе многих точных наук. Лучшим композитором для детишек считается Моцарт.
Что еще?
Кроме того, ещё очень многие факторы влияют на развитие головного мозга малыша. Чаще обнимайте его — объятия активизирует выработку окситоцина (гормона с широким спектром действия, а также стимулирующего способность детей к обучению). Не запрещайте компьютерные игры (главное, чтобы они были по возрасту), читайте ему книжки, учите стихи наизусть, занимайтесь совместным творчеством, играйте в прятки, пусть малыш смеется и радуется вместе с родителями.
Если у вас возникли проблемы с вашим ребёнком, которые вы не можете решить самостоятельно, то обратитесь за помощью в психологический центр. Порой лишь осознание проблемы и принятие её — это первый путь к решению, и очень часто без помощи профессионалов не обойтись.
Когда начинать воспитывать
Многих молодых мам интересует, с какого возраста можно начинать воспитывать ребенка. Теорий на этот счет существует много. Попробуем разобраться.
Для начала обратимся к истории, заглянем в прошлое. Наши предки, жившие большими семьями, начинали процесс воспитания практически с рождения малыша. Простой и практичный метод, ведь перевоспитание, как любое другое дело, процесс трудоемкий и малоприятный.
Какие методы воспитания можно применить к крохе, который еще не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о добре и зле? Долгое время считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не отзываясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, готовим к жизненным трудностям. Для многих родителей этот метод неприемлем. Мамы и папы стараются обеспечить крохе определенную психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они чаще теперь впадают в другую крайность. Ради того, чтобы чадо росло счастливым, молодые мамы готовы положить на алтарь воспитания годы своей молодости. Но, как показывает практика, зря.
Бытует мнение, что по первому писку малыша мама должна нестись к нему сломя голову, лишь бы избежать стрессов у ребенка и обеспечить развитие здоровой нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно на ручках, и все его капризы немедленно выполняются. Только вот почему-то младенец в таких тепличных условиях все меньше походит на умиротворенное маленькое чудо. Он почему-то капризничает и беспокоится, порой даже чаще, чем его сверстники. А все потому, что помимо постоянного эмоционального контакта родители должны очерчивать ему рамки поведения.
Выполняя ведущую роль, мама управляет повседневной жизнью и поведением ребенка. Именно она решает, когда нужно есть, спать или играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать воспитание нужно с самых первых дней, двигаясь при этом осторожными шажками. И начинать, как и во всем, лучше с себя. С пристального внимания к своему организму, точнее, к его сигналам.
В первые дни после родов у молодой мамы возникает сильная потребность прикладывать малыша к груди. Если даже женщина этого не осознает сама, природа ей подсказывает приливами молока. Если кроха в это время сам не попросил, стоит приложить его к груди. Если ты прислушаешься к своему организму, то заметишь удивительную взаимосвязь с ритмами ребенка. Когда кроха подрастает, месяцам к двум-трем, мама успевает наладить удобный для себя режим дня. Она предлагает ребенку грудь тогда, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что он сыт и доволен.
В первые 40 дней ребенок, понятно, всегда при маме, но постепенно, по несколько минут в день она учится делать домашнюю работу вместе с крохой. Сначала это должны быть не требующие особого напряжения дела, которые ты можешь выполнять, когда ребенок на руках или в слинге. Но постоянно держать малыша на руках не стоит. К четырем-пяти месяцам кроха уже должен привыкнуть к тому, что мама может отлучаться, и терпеливо ее ждать. Распространенная ошибка новоиспеченных мам в том, что они постоянно берут ребенка на руки до того, как он заплакал. Конечно, со временем ребенок привыкает к таким условиям и начинает капризничать, когда мама на минутку отходит на кухню. Начинать откладывать дитя легче с утра, потому что к вечеру малыши уже устают и им хочется на руки.
Мало кто подозревает, что приступать к воспитанию и дисциплинированию малыша можно, когда ему еще нет и года. Мы делаем домашнюю работу, а малыш созерцает все это, ему очень интересно, как мама режет морковь или моет посуду. Он все слышит и все видит, совершая для себя замечательные открытия в этом мире. Именно поэтому ребенок по возможности должен находиться при хлопочущей маме. Недаром говорят, что бесконечно можно смотреть на огонь, воду и чужую работу. Наверное, все это отголоски далекого детства.
Начать воспитание ребенка можно и с грудного возраста. Например, если во время кормления он кусает или щиплет сосок, ты не должна разрешать ребенку сосать грудь в таком положении. Забирай грудь и заново прикладывай к ней малыша так, как будет удобно тебе. Через некоторое время малыш поймет, как это надо делать, и будет стараться подстроиться под тебя.
Сразу ловко проделать эти несложные действия не получается ни у мамы, ни у малыша, но они оба учатся, постигая науку совместной жизни, постепенно приспосабливаясь друг к другу.
Чтобы уложить ребенка спать, многие родители готовы поступиться многими педагогическими принципами. Особенно выматывает ситуация, когда ребенок не спит или капризничает посреди ночи. Сонные родители баюкают чадо до утра, мурлыкая колыбельные в надежде, что он уснет. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью тогда, когда вся семья ложится спать. Если у него другое мнение – это его проблема. Мама рядом, тебе удобно и хорошо, а если не спится, полежи тихонько – мы должны думать именно так. За пару ночей ребенок поймет, что с ним никто не будет играть и петь ему колыбельные, когда на дворе ночь. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех естественных потребностей малыша, но вовсе не всех капризов, помни об этом. Главное – уметь отличить одно от другого.
Не принимай следующее буквально, все метафорично. Есть такое понятие – материнская воля. Это когда мама только подумала, а ребенок уже сделал.
Как ты могла заметить, приучить к этому малыша можно с самого раннего возраста, потому что природа мудро позаботилась о непрерывной связи матери и ребенка в первые месяцы его жизни. В детстве, пока ребенок не может принимать решения сам, мама всегда действует в его интересах. Если вдруг тебя посетит сомнение, хватай свою материнскую волю в кулак и действуй. Это и есть та волшебная сила, с помощью которой ты легко сможешь управлять поведением ребенка без окриков и насилия.