Некоторые родители «слишком активных» детей часто замечают, что при усилении критики или наказания малыш начинает баловаться еще больше. Причем часто родители даже не понимают, что излишней критикой они сами подливают масло в огонь: что бы ребенок не натворил, его все равно отчитают, даже за самый маленький проступок. И не важно, будь то разбитая чашка, опоздание на урок, неправильно сделанная домашняя работа или пыль на столе.
Рано или поздно ребенок подсознательно приходит к выводу: что бы он ни сделал, все равно будет плохо и он получит от взрослого замечание.
Если каждый раз расстраиваться из-за замечаний, сил не хватит. Получается замкнутый круг: чтобы из ребенка «сделать человека», родители усиливают давление (иногда в ход идут самые обидные выражения, а то и шлепки), при этом ребенок перестает на них реагировать — привыкает, вырабатывает иммунитет. Далее все повторяется, только в геометрической прогрессии — проступок — наказание — еще больший проступок — более суровое наказание и критика.
Дети по натуре все разные и, соответственно, воспитывать их необходимо по-разному. Кто-то после малейшего замечания будет швырять игрушки, выплескивая гнев наружу, а кто-то просто закроется в своей комнате и будет переживать все в себе, а потом выдаст нервный срыв. Психологи утверждают, что мнение взрослого, тем более родителя, для ребенка имеет огромный вес. И каждое обидное слово, сказанное в его адрес, будет бить с удвоенной силой, просто не каждый ребенок это проявит. Взрослый, видя мнимое равнодушие чада к своим замечаниями, часто усиливает накал, что может привести к детским ночным кошмарам, энурезу и тикам.
Начинаем хвалить
А за что, собственно хвалить, спросите, когда даже самые легкие слова в прописях пляшут через одно? Да за то самое «одно» хорошо написанное… Научитесь видеть то, что ребенок сделал хорошо. Решил пример неправильно? Ничего — зато цифра «5» вон какая красивая! Испачкал обои гуашью? Зато потом помог выбрать краску и покрасить стену! Мелочей, за которые можно похвалить, достаточно: убрал за собой тарелку в раковину, написал пару слов без ошибок, выучил стих к 8 марта…
Разница в стремлениях
Хорошо учиться, конечно важно для всех. Но всегда есть одно «но». Ваши приоритеты относительно вашего ребенка могут не совпадать с его желаниями. Возможно, ребенок уже определил, что биология стоит на первом месте, а вы видите в ребенке будущего нобелевского лауреата по математике. Да и музыкой отпрыск занимается лишь потому, что родители платят за занятия, а себя при этом видит летчиком-испытателем или конструктором. В школе немало предметов и очень редко кому нравятся все. И, возможно, ребенок согласен иметь тройки по предметам, кроме химии и физики, а вы при каждой четверке по физкультуре приходите в ужас и ругаете его за то, что ему неважно и неинтересно.
В общем, от родителей требуется одно — чаще разговаривать с чадом на тему приоритетов и не мешать ему выбирать свой путь и профессию. А иначе рискуете со временем получить камень в свой огород: отпрыск вас начнет упрекать в том, что это вы заставили его стать врачом, а он всегда мечтал рисовать или что-то создавать.