Современный ритм жизни диктует свои условия не только взрослым. Если раньше, до наступления эры информационных технологий депрессия была проблемой взрослых, то в настоящее время все чаще и чаще с ней сталкиваются дети.
Основными симптомами депрессии у детей являются:
- резкий перепад настроения;
- потеря интереса ко всему;
- отсутствие планов на будущее;
- мысли о смерти либо побеге;
- нарушение сна;
- потеря аппетита;
- ощущение полной беспомощности и собственной бесполезности;
- раздражительность;
- агрессивность;
- плохая успеваемость в школе, прогулы.
Причины депрессивных состояний у детей
Одна из причин возникновения депрессивных состояний у детей – невнимание со стороны взрослых (родителей и учителей), отсутствие доверительного общения с родителями. Дети очень тонко чувствуют, что родители ими пренебрегают по своей воле или в силу сложившихся обстоятельств. Среднестатистический родитель уделяет своему ребенку весьма непродолжительное время и тратит это время в основном на проверку или совместное приготовление уроков, при этом зачастую раздражаясь и повышая голос на ребенка, а также на нравоучения с целью откорректировать его поведение. И это отторгает ребенка сначала от желания делиться своим внутренним миром, а потом и вообще общаться с родителями. Происходит разрыв эмоциональной связи ребенка с родителем.
Ребенок должен знать, что он всегда может поделиться с родителями своими проблемами: неуверенностью или страхами, конфликтными ситуациями. Важно поощрять откровенность ребенка, чтобы он не стеснялся рассказать родителям о своих отрицательных поступках или слабостях. Склонность делиться своим мнением и обсуждать проблемы поможет избежать депрессивных расстройств в целом. К тому же, ребенок научится выражать свои эмоции. Помощь родителей в предотвращении и снятии депрессии у детей гораздо важнее помощи квалифицированного психолога.
Вторая причина возникновения депрессии кроется в проблемах отношения ребенка с другими детьми. Многие дети страдают от неуверенности в себе и впадают в депрессию из-за того, что им кажется, будто для них нет места среди ровесников. Это дети — изгои, «ботаники», зачастую имеют хорошую успеваемость, но при этом выделяются среди своих сверстников и одноклассников (ростом, лишним весом, могут носить очки, обладать развитым интеллектом). У таких детей обычно мало друзей, а еще меньше тех, кто заступается за них, когда сверстники начинают жестокую травлю этих детей.
Еще одна, самая распространенная причина возникновения депрессии у детей – плохая успеваемость в школе и проблемы во взаимоотношениях с учителем. Со стороны может казаться, что ребенок потерял интерес к школе и ходит на занятия через силу, хотя возможно раньше ему нравилась учеба.
Взрослые люди, в отличие от детей, могут проанализировать свое состояние и определить у себя депрессию, у детей она начинается спонтанно, они не осознают происходящее, а свое душевное состояние выражают через поведение.
Поведенческие изменения, являющиеся признаками детской депрессии:
- Быстрая утомляемость, постоянное чувство недостатка энергии.
- Потеря интереса к любимым занятиям, потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или долгий сон).
- Раздражительность, чувство вины, агрессия, непослушание, беспокойство, слезы без причины, нежелание заниматься чем-либо вообще, проявляющиеся в течение длительного периода времени.
- Резкое снижение или набор веса.
- В течение длительного времени проявляются следующие синдромы: головные боли, неопределенные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта.
Продолжительная, вовремя не диагностированная депрессия усугубляет душевную рану ребенка и может привести к страшным последствиям, вплоть до самоубийства. Необходимо остановить ее развитие у ребенка в зародыше. Хороший психолог при поддержке со стороны родителей поможет в этом. Раннее лечение депрессии избавит ребенка от эмоциональных расстройств.
Если ребенок — тихоня
Как это замечательно, когда ребёнок послушный, не шумит и сидит себе спокойно в уголочке, не мешая родителям. Знакомые завидуют, ведь их Ванечка или Анюта не может усидеть на месте, ребёнка не успокоить и ни о чём не попросить.
Однако не стоит особо радоваться тому, что ребёнок тихоня. У него так же могут случиться и неприятности, однако решить их он не может сам и это ведёт к тому, что ребёнок самостоятельности не научится. Да и как отличить депрессию у ребенка от естественного спокойствия, данного ему природой?
Многие же родители замечают неладное, и пытаются как-то исправить ситуацию. Например, случай, когда все дети бегают во дворе, играют в догонялки, а родное чадо сидит в стороне, на песке завитки рисует. Родитель может попытаться отправить ребёнка поиграть со всеми, но выльется это только в упорство и слёзы отпрыска. Как же быть в таком случае?
Первоочередная задача родителей – свобода выбора ребёнка. Все люди разные и неповторимы. Эту истину следует понимать родителям и донести до ребёнка. Не нужно сутки напролёт доказывать малышу, что он не такой как все, тем более, что он и сам об этом понимает. Тем более родители не должны пытаться ребёнку привить чуждые ему черты, сделать более подвижным, если он в этом не нуждается. Необходимо ему сказать, что именно его непохожесть и помоет достичь высот в жизни.
Тихие и скромные люди, особенно дети, очень к себе критичны, поэтому родители должны знать меру в воспитании и не давить на сына/дочь. И они чаще других склонны к депрессивным состояниям. И тут важно родителям не пропустить симптомы именно депрессии.
Если неправильно поставить своё отношение с ребёнком, то он может вырасти закомплексованным, а детские комплексы никуда не деваются и мешают даже во взрослой жизни. Даже будучи успешным предпринимателем, человек может быть несчастным в душе из-за того, что пережил в детстве.
Важные правила, о которых должны знать родители:
- Нельзя сравнивать своего ребёнка с другими, это приведёт к образованию комплексов и не более того.
- Если ребёнку нравится наблюдать за бабочками и жучками, раскрашивать раскраски (например, на сайте онлайн), рассматривать цветы и камешки, то нельзя эму препятствовать в данном интересе. Подобное увлечение только развивает ребёнка, позволяет ему стать любознательным и приобрести новые знания.
- Восхищаться успехами ребёнка нужно только искренне. Если «натягивать» на лицо фальшивую улыбку умиления и выказывать неправдоподобные восторги, то ребёнок сразу раскусит ложь и замкнётся в себе.
- Необходимо поощрять помощь ребёнка родителям. Никто не обязывает давать малышу задание вымыть пол во всём доме, а потом ещё и ругать, что он это плохо сделал. Задания необходимо давать по силе, например, разложить ложки на столе или поставить нарезанный мамой хлеб. Ребёнку важно знать, что он нужен и может помочь/
- В некоторых делах у ребёнка можно спрашивать совета. Конечно, вопросы могут быть банальными, такими как «Тебе какие обои больше нравятся: синие или фиолетовые?», зато это поможет ребёнку почувствовать отношение к себе как к равному.
Итак, к ребёнку следует относиться более мягко и не требовать невозможного, пытаясь силой вовлечь в подвижные игры.