Для большинства родителей становится актуальным вопрос «Как улучшить память ребёнка?» с поступлением малыша в образовательные учреждения, где требуется запоминать большие объёмы информации. Мы нашли некоторые методы, которые помогают проверить и развить память ребёнка.
Как проверить память ребёнка
Слуховая память: игра в слова
Зачитайте ребёнку список из 10 слов, не связанных друг с другом (например: самолёт, корова, дом, ручка, автобус и т.д.) и попросите повторить услышанное. Замечательным показателем кратковременной памяти будут 5-6 слов, названные ребёнком 6-7 лет. Напомните ему те слова, что он забыл. Через час попросите назвать услышанные слова (не подсказывая). Если ребёнок повторит хотя бы 7-8 слов, у него хорошая долговременная память.
Слуховая память: услышать и повторить
Точно так же, как и со словами, можно поиграть со звуками: завяжите малышу глаза и издайте несколько звуков. Это может быть звон ложки о чашку, шуршание бумаги и т.д. Попросите ребёнка повторить все звуки в той последовательности, в какой они звучали.
Зрительная память: найдите отличия
Такие упражнения встречаются очень часто в детских развивающих журналах. Эти упражнения (Найди отличия, Найди одинаковые предметы), если они выполняются регулярно также и развивают память.
Зрительная память: повтори картинки
Как вы играли в слова, так же можно проверить и зрительную память. Покажите 10 картинок ребёнку, дайте ему полминуты, затем закройте картинки. Попросите назвать предметы, которые ребёнок запомнил. Отличным результатом для ребёнка 6-7 лет будут считаться 6-7 картинок из 10. Покажите ему остальные картинки. А долговременную память можно проверить, попросив ребёнка назвать картинки через час. Названные 7 картинок — хороший результат.
Проверяем тактильную память
Этот вид памяти особенно развит у людей, лишённых зрения. Проверить, насколько развита она у вашего ребёнка также можно в игре. Завяжите малышу глаза и дайте потрогать несколько предметов с разной поверхностью. Это могут быть: шерстяной носок, скомканная газета, деревянный брусочек, кожаные перчатки и т.д. Пусть ребёнок попытается угадать, что у него в руках.
Развиваем память
Конечно, работать над развитием памяти необходимо. Это пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни.
Мнемотехнический метод заключается в том, чтобы мысленно «превратить» какой-либо предмет в другой, абсолютно непохожий. Например, первым предметом у нас будет клубок ниток. Вот он начинает оживать и «превращается» в ёжика, затем вытягивается, становится длинным и твёрдым, и у нас получился карандаш, у которого затем вырастают крылья и он превращается в самолёт и т.д. Суть состоит в том, чтобы потом вспомнить всю цепочку превращений: клубок — ёжик — карандаш — самолёт и т.д.
Метод Цицерона основан на том, чтобы каждому предмету найти своё место, например, в комнате. У нас имеется цепочка слов: кот, муха, горшок, самолёт, ромашка, ложка, конфета и т.д. Эти предметы нужно мысленно расположить в комнате так, чтобы потом вспомнить все слова: кот уютно улёгся на подушке, ромашку мы посадим в горшок и поставим на окно, а на неё посадим муху, самолёт уменьшим и «посадим» на ковёр, висящий на стене и т.д. И если ребёнок запомнит свой интерьер, то без труда и вспомнит все слова.
Ещё один способ запомнить слова — это сочинить рассказ с их использованием. Например, у нас есть слова: собака, шляпа, зонт, самолёт, яблоко, солнце, дерево. Рассказ ребёнка может быть таким: «Собака в шляпе гуляла на улице, тут пошёл дождик, она побежала в дом за зонтом, увидела в небе самолёт с нарисованным яблоком на крыле. Тут дождь закончился и вышло солце, и листики на дереве ярко заблестели от капелек.» Слова нужно связывать по смыслу и по порядку. Чем невероятнее будет рассказ, тем больше шансов, что малыш запомнит все слова.
Вспомните ваши первые школьные годы: одни дети буквально «схватывали» все знания на лету, другим нужно было было втолковывать одно и то же по несколько раз. У одних деток хорошая память, а другим необходимо повторять, они рассеяны и невнимательны. Почему такая разница?
Годам к 5-6 у детей четко видна разница в развитии. Как правило, уже в этом возрасте многие начинают посещать занятия дошкольной подготовки и проблемы в развитии памяти и внимания становятся очевидны. Конечно, это пугает родителей, ведь, скоро в школу, а объем знаний, которые должен получать первоклассник, довольно большой.
Конечно, главное, увидеть эту проблему и начать решать, и чем раньше, тем лучше. Отсутствие памяти в пятилетнем возрасте вовсе не говорит о том, что у ребенка будет плохая успеваемость в школе.
В настоящее время существует достаточно много методик для развития памяти. Есть даже такие, которые предусматривают «естественное» развитие. То есть без всяких логопедов, учителей и психологов, компьютеров и телевизоров. Конечно, память развивается в жизненных ситуациях, в процессе общения со сверстниками. Так развивали наших родителей, и бабушек-дедушек (просто потому, что о методиках развития никто не знал). В школу шли без умения читать и писать, да и сотовых телефонов не было.
С другой стороны, современный мир не стоит на месте: новые технологии прочно обосновались у нас дома, английский язык входит в современные начальные школы и детские сады, а общение со сверстниками становится проблематичным без мобильных телефонов и разнообразных электронных игрушек.
Что делать
Ребенок не будет учиться запоминать, если ему это не нужно. Поэтому нет необходимости зазубривать длинные стихи или поэмы. Уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей.
Пример 1
Выберите несколько интересных сказок в стихах и по ролям пересказывайте их. Разыгрывание сценок по ролям также тренирует память и стимулирует малыша запоминать слова персонажей. А игровой процесс, как известно, является основой для развития ребенка.
Пример 2
Изучение фруктов, овощей, чисел и алфавита (можно даже иностранного) также лучше проводить в стихах. Благо материала для этого предостаточно в интернете.
Пример 3
Чтобы выучить слова песенки к празднику в детском саду, достаточно несколько раз прослушать её полностью, именно песню — с музыкой, интонацией и, конечно, со всеми словами (кстати, в сети также можно найти любую песню для разучивания). А для этого можно ненавязчиво включать ее фоном. Как показывает практика, дети учат слова легче, если над ними не стоять и не подгонять. И уж тем более не угрожать лишить его чего-либо.
После 6 лет процесс запоминания ребенка меняется: память становится смысловой, меняется сам процесс восприятия. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Поэтому именно возраст 5-6 лет считается идеальным для тренировки памяти с помощью специальных упражнений и занятий. Это особенно актуально для деток, не посещающих дошкольные учреждения.
Как развить слуховую память?
Слуховая память имеет огромное значение в развитии ребёнка. Ведь, в школе придётся всю информацию не только слышать, но и обрабатывать, запоминать. А, думая, что ребёнок не может сделать так, как его просят, потому, что не слушается — большая ошибка. У таких детей просто недостаточно развита слуховая память — они не воспринимают сказанное, не помнят и не могут проанализировать услышанное. Отсюда и проблемы в школе.
Речь идёт вовсе не о самой способности слышать или тугоухости. Даже дети с нормальным слухом могут иметь проблемы с обработкой услышанной информации. Обработкой услышанной и увиденной нами информации занимается мозг — именно он отвечает за преобразование и сохранение услышанной информации для дальнейшего использования.
Прежде всего, мозг определяет, откуда идёт звук, разбирает и идентифицирует каждый отдельный звук. Он должен быть в состоянии выбрать основной звук из фонового шума, заполнить пробелы, если части звука не хватает. Если все эти этапы выполнены верно — информация воспринимается правильно и в полном объёме. Но если же на каком-то этапе возникнет проблема, то в обработке слуховой информации возникают проблемы.
Очень часто родители жалуются на то, что их ребёнок не слышит их или делает вид, не выполняет простые поручения. Обычно большую часть услышанного дети просто не слышат.
Проблемы со слуховой памятью у ребёнка проявляются невнимательностью, невозможностью сосредоточиться на конкретном задании, отвлекаемостью на посторонние шумы. Такие детки не могут принимать активное участие в жизни класса, у них ограничен словарный запас, структура построения предложения не очень правильная. Также ребёнок с недостаточно развитой слуховой памятью не сможет запомнить свой домашний адрес, телефон, день недели, ему очень трудно будет даваться заучивание стихов и слов песни.
У детей с хорошей памятью процессы запоминания и воспроизведения услышанной информации происходят естественно, без заучивания и необходимости вмешиваться.
Хорошую слуховую память можно развить у всех детей, не дожидаясь, когда появятся проблемы. Для этого с самого детства необходимо малышу читать стихи и сказки очень отчётливо, чтобы он успевал расслышать все звуки и обработать их. Как малыш подрастёт, пробуйте читать стихи, не договаривая окончания предложения — пусть сам продолжит его.
Проговаривайте все свои действия с самого рождения, даже, когда переодеваете его — пусть ребёнок учится связывать звуки с действием. С подросшим малышом играйте в игры, в которых нужно имитировать и ассоциировать звуки.
Если ребёнок не может с первого раза сделать то, о чём вы его просите, не нервничайте, а спокойно повторяйте инструкции до тех пор, пока малыш не услышит вас и не выполнит просьбу.
Если у ребёнка есть проблемы с построением предложений и пересказыванием текста, конечно, требуется консультация дефектолога и логопеда. Физиологические причины нарушения слуховой памяти необходимо устранять. В остальных же случаях родители в силах помочь своему ребёнку полноценно воспринимать и обрабатывать информацию.
Для полноценного развития малыша необходимо как можно раньше диагностировать какие-либо заболевания и начать лечение. Своевременная диагностика таза у грудничков позволит избежать осложнений при наличии проблем в развитии. Для диагностики вполне целесообразно использовать такие методы, как осмотр специалиста, ультразвуковое исследование и рентген.