Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Поступление в детский сад, школу, в институт, а затем на работу — все это реальный стресс для человеческого организма, связанный с переменами в жизни. Именно поэтому в такие моменты мы нуждаемся в поддержке, а ребенку ее могут обеспечить только родители. Еще вчера ваш малыш играл в песочнице и дрался с другими мальчишками из-за машинки, а сегодня он уже с портфелем и букетом первоклассника…

Первый класс — самый сложный период в жизни не только самого первоклассника, но и его родителей. К повседневным заботам добавляются домашние задания, собрания в школе, сборы по утрам и встречи после уроков. Нередко детям тяжело сразу адаптироваться в новом коллективе, справиться с новыми обязанностями. Помочь им должны родители.


Готовить ребенка к школе надо заранее. Хорошо, если в семье уже есть школьники. Малыш будет иметь представление об учебе на примере старших детей. Возможно, родители брали его с собой в школу на различные мероприятия, на школьную линейку или просто встречали из школы братика или сестренку. Тогда процесс привыкания пройдет намного легче.

Подготавливать детей к школе начинают еще в дошкольных учреждениях. Замечательно если ребенок еще в детском саду научится несложной математике и чтению. Также можно записать ребенка на подготовительные курсы. Знания и опыт общения с учителями, полученные на таких курсах очень помогут ребенку в дальнейшем. Ребенок будет чувствовать себя увереннее в стенах школы. Будет знать, что такое класс, библиотека, гардероб. Как вести себя на перемене и в столовой.

Попробуйте поиграть с ребенком в школу дома. Проигрывайте разные ситуации. Предложите малышу самому побыть в роли учителя. Заинтересуйте его. Расскажите о ваших школьных годах. Но оговоритесь, что школа это не только праздник, но и упорный труд.

Заранее подготовьте рабочее место. Важно, чтобы во время занятий малыш не отвлекался от уроков. Распределите, где будут лежать учебники, тетрадки, канцелярские принадлежности. Рациональное использование рабочей зоны один из основных пунктов успешной учебы. Поучитесь правильно собирать портфель. Покажите ребенку как удобнее уложить все школьные принадлежности.


Обсудите с ребенком новый режим дня. Объясните, что теперь придется планировать день иначе. Придется сократить время для игр и общения с друзьями. Но постарайтесь распределить время учебы и время отдыха так, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Излишнее переутомление отрицательно скажется на его отношении к школе. И, конечно, не забудьте рассказать о каникулах. Ведь это самое счастливое время школьных лет. Приучите ребенка вставать пораньше, чтобы он успевал сделать зарядку, умыться, почистить зубы и позавтракать.

Менять режим придется и родителям. Нужно дополнительное время для проводов в школу утром и встреч ребенка после занятий. Идеально, если есть бабушки или старшие дети. Если нет, то придется договориться на работе об отпуске или изменении рабочего времени. Первое время ребенку будет нужна помощь в выполнении домашнего задания. Организуйте свой день так, чтобы эта помощь не была вам в тягость. По возможности не откладывайте выполнение заданных уроков с первоклассником на вечер. Чем позже малыш приступит к урокам, тем быстрее он устанет.

Обязательно интересуйтесь школьными делами ребенка. Расспрашивайте его о новых впечатлениях. Узнайте, с кем он подружился в классе, какие предметы ему нравятся, что он думает об учителе. Не забывайте посещать родительские собрания. Если собрания проводятся правильно, то они действительно полезны и интересны. Поддерживайте контакт с педагогами и родителями других учеников. Никогда не обсуждайте учителей в присутствии ребенка. Старайтесь находить компромисс в любой ситуации. Держитесь активной позиции в процессе учебы первоклассника. Участвуйте во всех школьных мероприятиях вместе с малышом, поддерживайте его интерес к учебе и к внеклассным занятиям.

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: советы

Поступление в школу добавляет огромную ответственность, заставляет шагнуть во взрослую жизнь и воспринимать вещи по-новому. Наверное, никого из родителей не радует перспектива пройти заново весь школьный курс вместе с ребенком — от собирания портфеля до заучивания стихов на память. Поэтому малыша необходимо максимально научить самостоятельно решать такие проблемы. И даже мамы тех ребятишек, которые посещали развивающие дошкольные занятия, наблюдают, что процесс привыкания к школе нелегок…

loading...

  • Совместные покупки. Чтобы облегчить негатив от возросшей нагрузки, с самого начала подготовки привлекайте ребенка к сбору в школу. Это и покупка портфеля, канцтоваров, и выбор школьной формы и обуви, спортивного костюма, и даже такие мелочи, как закладки и обложки для книжек.
  • Распорядок дня. Составьте с малышом удобный для него распорядок дня — ведь, режим очень важен в первые школьные годы. К тому же, если ребенок ходил в детский сад, то менять режим дня будет также непросто. Напишите конкретное время, отведенное для занятий, для отдыха, для игры и приема пищи — так ребенку будет легче избежать нагрузки и страхов опоздать или что-то забыть. Хотя, если ребенок хорошо справляется без режима, то заставлять соблюдать его распорядок не стоит. Со временем ребенок научится сам распределять свое время.
  • Организация пространства. Научите ребенка самому распоряжаться своим временем и пространством, не делайте этого вместо него. В первое время вам, конечно, нужно будет подсказывать ребенку, как правильно сесть, где расположить рабочие принадлежности, тетради и книги, откуда должен падать свет. Выполнению домашнего задания не должно ничего мешать и отвлекать внимание.
  • Первый шаг к самостоятельности — терпение. Не стоит вместо ребенка собирать ему портфель и организовывать время. Если малыш это делает сам, но долго, не стоит брать все в свои руки, со временем ваше терпение окупится самостоятельностью ребенка. А вот если малыш не справляется, вы можете ему предложить помочь, но делайте это правильно: задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, а не преподносите готовый ответ. У ребенка должно создаваться ощущение самостоятельной работы.
  • Познание мира в игре. Не запрещайте младшему школьнику играть, ведь, игра — это способ познания мира. Именно игра помогает отвлечься от школьных переживаний, являясь не только отдыхом, но и возможностью использования новых знаний, полученных в школе.
  • Говорите об учителе уважительно. Очень часто первую учительницу школьника называют второй мамой для ребенка. И в этом есть большая часть правды. Именно первая учительница будет сопровождать переход от детства к взрослой жизни ребенка, видеть школьные проблемы, которые не видят родители. Доверие к учителю вызывает у ребенка желание преодолевать свои трудности, воспитывать в себе дисциплину и тягу к знаниям. Никогда не ругайте учителя и не оскорбляйте саму школу в присутствии ребенка — это может вызвать ненужные комплексы и стать причиной конфликтов и низкой успеваемости.

Чтобы адаптация к коллективу проходила безболезненно, стоит задуматься о раннем развитии ребенка. Для этого существует достаточно детских развивающих и образовательных центров, в которых проводят дошкольную подготовку. Одним из видов такого образования становится знакомство с профессиями. например, в городе профессий … Здесь детки познакомятся с миром взрослых, получат первые навыки работы в коллективе, получат свой первый, пусть хоть и детский, заработок.

Режим дня для первоклашки

Уже с первых дней учёбы в школе многие родители могут заметить, как сильно устаёт их ребёнок — утром еле-еле просыпается, а вечером, едва коснувшись подушки, засыпает.

А если малыш ещё и посещает спортивные секции, то перед родителями встаёт вопрос: отменять ли занятия спортом из-за большой нагрузки в школе? Но дело вовсе не в школьной перегрузке, а в неправильно спланированном режиме дня. Детки в этом возрасте ещё не умеют правильно спланировать свой день, выделив наиболее значимые дела и отложив в сторону второстепенные. Да ещё и время на отдых должно остаться.


Задача родителей первоклассника — помочь ребёнку выстроить его рабочий график так, чтобы оставалось время и на занятия, и на игры, и на отдых.

Планировать день необходимо с учётом работоспособности школьника, которая меняется на протяжении дня. Самым подходящим временем для умственных нагрузок следует считать время с 8 до 11 утра и с 16 до 18 часов вечера. Исходя из этих данных можно планировать день первоклассника.

Отметим, что просыпаться малыш должен минимум за час до выхода из дома, чтобы успеть умыться, размяться (если полноценная зарядка — ещё лучше) и позавтракать. Горячий завтрак должен быть обязательно (многие родители надеются, что ребёнок позавтракает в школе).

Занятия в школе, как правило, продолжаются с 8 до 12 часов. Затем ребёнку необходимо отвлечься от умственных нагрузок. Можно разрешить ему погулять на свежем воздухе, можно поиграть дома. Но не стоит сразу сажать его за уроки и математические загадки — отдых его мозгу просто необходим. К тому же работоспособность малыша снижена. Если необходимо, можно сохранить дневной сон, чтобы дать малышу отдохнуть и набраться сил перед выполнением домашнего задания.

За уроки можно садиться с 15:30, каждые 30 минут делая маленький перерыв. При этом начинать нужно с более простых заданий, затем приступать к более сложным.

Если ребёнок посещает какую-либо секцию или кружок, домой возвращаться он должен не позднее 19 часов, чтобы было время на ужин. Спать нужно ложиться вовремя, лучше не позднее 21 часа, тогда его ночной сон составит 10,5-11 часов, что является нормой для первоклассника.

Конечно, чтобы привыкнуть к новому режиму, понадобится время, но если подойти к планированию дневного графика с ответственностью, то детский организм не будет так изнурён школьной программой. А это, в свою очередь, поможет ему лучше усваивать информацию днём.

Что должны делать родители первоклассника

Начало посещения ребенком школы — это всегда стресс (кстати, не только для ребенка, но и для родителей). Но именно родители должны создать благоприятную обстановку, которая будет способствовать привыканию, адаптации и формированию положительного мнения ребенка о школьном обучении.


В жизни ребенка появляются новые люди, меняется распорядок дня, появляются новые правила и обязанности — с некоторыми изменениями маленькому организму справиться довольно нелегко. Процесс адаптации будет идти намного легче, если в семье будет царить дружественная и доброжелательная атмосфера: малыш должен знать, что его любят и поддерживают. Именно от обстановки в семье и будет зависеть, какое отношение сформируется у ребенка к школе.

Не требуйте многого

Людям свойственно ошибаться, ведь, даже взрослые не застрахованы от ошибок. Приготовьтесь к тому, что ребенку придется о многом напоминать по несколько раз. Да и помогать собирать портфель в первое время придется. Пытайтесь равномерно распределить нагрузку: часы занятий должны быть соизмеримы с временем, отведенным на отдых. Пытайтесь внести в жизнь ребенка активный отдых: добавьте прогулки в парке после школы, походы в театры, цирк или музеи.

Если ребенок не может с первого раза сделать домашнее задание или у него что-то не получается, не настаивайте и не угрожайте. Лучше попробуйте отвлечь и переключить внимание на что-то другое — не беда, если какой-то урок сделаете позже.

Следите за питанием

От полноценного питания зависит, как ребенок будет усваивать новую информацию, на сколько будет уставать. Если имеется возможность, не отказывайтесь от питания в школе — как правило, питание в современных школах сбалансировано, да и у чада не будет искушения перекусить снэками или чипсами. Ежедневный рацион школьника также должен в себя включать свежие фрукты и овощи.

Наблюдайте

Посмотрите на ребенка глазами психолога: в какую сторону меняется его поведение, как он реагирует на новые ситуации, умеет ли контролировать свои эмоции. В этом возрасте ребенок уже должен понимать «нельзя» и его причину, стараться делать то, что необходимо через «не хочу». Получив замечание в школе по поводу поведения ребенка, ни в коем случае не ругайте — ведь, во многом виноваты вы сами. Дети часто перенимают поведение своих родителей: если в семье принято ругаться при детях, выяснять отношения при посторонних, кричать матом, то и ребенок будет вести себя так же вне дома. Так что исправлять придется не его поведение, а ваше.

Создайте для ребенка его личное пространство

Наверное, всем нам неприятно, когда кто-то берет наши вещи без спроса, и уж тем более, если копается в тумбочке или сумочке. Конечно, вы все еще можете зайти в комнату ребенка без стука или проверить, на месте ли его пенал или сменка, но со временем дистанция между вами увеличится еще больше и прежде, чем прибраться в шкафу, вам понадобится его разрешение. То же касается и контроля за мобильным телефоном или планшетом — придется найти другой выход, например, ограничить доступ в интернет по времени, занести в «черный список» нежелательные номера и сайты.


Интересуйтесь делами ребенка

Спрашивайте ежедневно у чада, как прошел его день, что нового он узнал в школе, какие проблемы возникают в отношениях с друзьями, какие уроки вызывают трудности и т.д. Ребенок должен видеть, что он не останется со своими проблемами один на один и всегда сможет рассчитывать на ваш совет и поддержку, ведь, доверие — важная составляющая ваших с ним отношений.

Учите доводить начатое до конца

В любом обучении неизбежны трудности и очень важно, как ребенок будет реагировать на них. Необходимо создать правильное отношение к неудачами, не бросать все с криками и истериками, не позволять психовать. Чтобы первоклассник учился преодолевать трудности, поручайте ему такие домашние дела, перед выполнением которых необходимо подумать.

Ориентируйте на успех

Обычно, при проверке домашнего задания, учитель делает акцент на ошибки и помарки, подчеркивая красным то, что получилось плохо. Но то, что получилось аккуратно и красиво, всегда остается без внимания. Вот и получается, что целью ребенка становится избегание ошибок, а не стремление сделать хорошо. Поэтому в той тетради-черновике, где ребенок тренируется, обязательно отмечайте не только ошибки, но еще и хорошо получившиеся задания (например, ошибки — красной пастой, а хорошо написанные буквы — зеленой).

Как помочь ребенку не терять вещи

Родители первоклассника сталкиваются с тем, что ребенок начинает терять и забывать свои вещи, причем как канцелярские принадлежности, так и одежду. Нередко шапки, шарфы, носки, футболки, карандаши и ручки приходится покупать по несколько раз за год. Это, безусловно, родителей не радует, они злятся на ребенка, ругают, наказывают, из-за чего у ребенка возникает ряд комплексов.

Но, если разобраться с точки зрения психологии, забывчивость и рассеянность у первоклассников — явление нормальное. До школы малыш посещал детский сад, где за него думали и решали взрослые — воспитатели и родители, а в школе на ребенка ложится большая ответственность: мало того, что необходимо усваивать много нового материала, так еще и за вещами следи… А, между тем, даже многие взрослые не могут похвастаться хорошей памятью.

Начало посещения школы вызывает определенный стресс у детей, поэтому упреки и [критика со стороны родителей и наказания еще больше усугубят ситуацию. Но можно помочь, пока ребенок не привыкнет к самостоятельности.

  1. Подпишите все канцелярские принадлежности (ластики, ручки, карандаши, линейки, циркули) несмываемым маркером. Хорошим решением могут стать именные стикеры.
  2. Учебники и тетради оберните в яркие обложки, которые будут заметны на чужих партах.
  3. Портфель собирайте вместе с ребенком, чтобы он не переживал, если забудет какую-то тетрадь. Проговаривайте, куда положили учебники, куда канцелярию, куда сменку, а куда школьный завтрак — у каждой вещи должно быть свое место.
  4. На одежду пришейте тканевые бирки с фамилией и классом — тогда больше шансов, что потерянные вещи вернутся к хозяину.
  5. Постарайтесь не использовать мелочи, которые легко потерять — заколки, бантики, обручи для волос, ремешки, галстуки и др. По возможности подписывайте все.
  6. Узнайте, где в школе хранятся потерянные вещи — одежда, портфели, канцелярия, книги и т.д.
  7. Такие вещи, как сотовый телефон и ключи привяжите к портфелю (носить на шее неудобно и небезопасно). Длина шнурка или цепочки должна позволять использовать вещь по назначению так, чтобы ее не отвязывать.
  8. На руках у родителей обязательно должны быть телефоны классного руководителя и всех родителей, чтобы уточнять домашнее задание, какие тетради должны быть на руках, а какие на проверке.
  9. Во избежание траты времени на поиск нужной тетради некоторые учителя советуют вкладывать тетради по предметам в соответствующие учебники на той странице, где работает класс. Достал учебник, открыл там, где заложена тетрадь — и все готово к работе.

Не забывайте хвалить ребенка за то, что он ничего не теряет, чтобы малыш не чувствовал, что его постоянно критикуют. Введите маленькую систему поощрений: ничего не потерял — получи маленький приз!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *