Как научить ребёнка правильно распоряжаться финансами

Как научить ребёнка правильно распоряжаться финансами

В современном мире очень много существует соблазнов, чтобы потратить деньги: купить конфету, сходить в кино или купить игрушку. Рекламы по телевизору и на плакатах подогревают интерес у детей к незапланированным покупкам.

Родители должны малыша научить правильно распоряжаться деньгами. Некоторые советы им точно помогут.

Пример родителей

Не секрет, что дети копируют родителей во всем. Это и образ жизни, и отношение к деньгам. Малыш должен видеть с самого детства, каким образом распоряжаются родители своими доходами. Если каждую покупку вы планируете с умом, изучаете отзывы других покупателей и составляете списки необходимых продуктов перед покупкой, то, само собой, такое отношение будет и у ребенка.

Ребёнку нужно объяснить, что покупка еды, лекарств или одежды – это необходимые вещи. А вот такие вещи, как игрушки, велосипед или самокат нужно планировать заранее.


«Нет» малышу!

Если в супермаркете малыш устроил истерику, что хочет игрушку дорогую, то надо сказать ему «нет». Родители не должны идти на «поводу» у ребёнка.

Как и когда говорить с детьми о деньгах

Тему денег ребятишки начинают поднимать уже к 4-5 годам. И некоторые вопросы, которые они начинают задавать, вызывают у родителей не очень хорошие эмоции. Конечно, это не тема «откуда берутся дети», но всё же…

Уже к этому возрасту малыши понимают, что деньги нужны всем и что без них никто игрушку в магазине не отдаст. Но вот почему вы не можете купить такую же куклу, как у соседской Маши, дети прямо-таки упорно не хотят понимать. Ответы «Она слишком дорогая» или «Ты недавно получила кукольный домик» их явно не устраивают. И бывает очень трудно отвечать на вопросы типа «А почему у нас не столько денег?», «А почему ты работаешь на такой работе, где мало платят?» и т.д.

Современные дети приобщаются к финансовой стороне жизни очень рано. Да и рекламодатели не остаются в стороне: детские передачи прерываются такой же детской рекламой, где рассказываются все прелести новой игрушки. Конечно, чтобы получить желаемое, ребёнок просто вынужден интересоваться темой денег. Дети общаются в детских садах, школах, на детских площадках, где постоянно видят какие-то новые вещи у своих сверстников. Конечно, у них возникает желание обладать такими же.

Ограждать или поощрять?

Вы можете объявить детям, что деньги — это зло, отказаться от излишеств, уехать в глухую деревню, где нет рекламы, дорогих вещей и попытаться воспитать по-настоящему духовную личность. Но вот пойдёт ли аскетическое воспитание ребёнку на пользу? Поймёт ли он, что настоящие отношения, друзья и моральные ценности важнее денег. Скорее всего — нет.


Дети, которых ограждали от всего материального, вырастают зависимыми от денег — они становятся совершенно неуправляемыми — их желание тратить ограничивается лишь количеством заработанных средств. Такие люди влезают в долги «по уши», берут займы и кредиты. И всё же адекватно распоряжаться средствами они не могут. Их просто в детстве этому не научили.

Отношение к материальным ценностям — это часть нашей жизни и от неё никуда не денешься. Материальные блага невозможны без достаточного количества денег. Да, и что скрывать, очень часто наше здоровье зависит от них же. Поэтому, обладая некоторой сумой денег, не бойтесь обсуждать с малышом возможность их потратить, радуйтесь предстоящим покупкам, отдыху, развлечениям, которые сможете получить за деньги. К тому же, это пойдёт ребёнку на пользу — так дети учатся планировать и экономить.

Откуда берутся деньги?

Конечно, ребёнок должен усвоить, что основной источник получения денег — это работа. Остальные возможные способы их получения даже не стоит с ребёнком обсуждать. По крайней мере, пока не появятся вопросы.

Чтобы получить хорошо оплачиваемую работу, необходимо хорошо учиться и к чему-то стремиться. И добиваться успеха необходимо самостоятельно. Нет необходимости при детях обсуждать свои профессиональные неудачи, что кто-то другой получил высокий пост из-за родственной связи с начальством и т.д. Иначе у ребёнка может возникнуть впечатление собственной незначимости, бессмысленности всех действий: зачем к чему-то стремиться, если всё равно ничего не добьёшься?

Поэтому, если девочка просит купить ей настоящий розовый кадиллак или лимузин, скажите, что она сама себе его купит, когда вырастет. Так формируется стратегия достижений. Конечно, когда малышка вырастет, то у неё исчезнет желание купить лимузин, а вот стремление к чему-то останется.

Отношение к деньгам по наследству

Родители часто замечают свои черты характера у своего ребёнка. Если взрослые не могут откладывать и тут же тратят всё, что заработали, то не исключено, что и ребёнок вырастет таким же. А если родители открывают депозиты, собирают на отпуск или на крупную покупку, а на мелочах экономят, то их ребёнок будет вести себя так же.


Не стоит также настаивать, куда ребёнок может потратить свои деньги (подаренные, карманные, накопленные). Пусть сам сделает свой выбор и примет решение. Возможно, малыш захочет купить увиденную игрушку, а может, у него уже есть цель и ребёнку надо лишь «накопить» на более значимую, крупную вещь (например, роликовые коньки, самокат, велосипед). Вы можете лишь перечислить возможные варианты — потратить или отложить, а выбор пусть сделает ребёнок.

Так что, уважаемые родители, не ограничивайте разговоры с детьми о деньгах, так как деньги — это неотъемлемая часть нашей с вами жизни. Учите детей планированию, экономии, трудолюбию. Но при этом не ставьте материальные ценности выше моральных.

Дети дошкольного и школьного возраста

Маленьким деткам трудно объяснить, что такое деньги, но стоит попытаться. Поиграйте с крохой монетами, разложите по цифрам. Если ребенок уже умеет читать, то его стоит брать с собой в магазин и вручить ему список покупок — пусть читает и вместе с вами ищет необходимый товар.

А дети школьного возраста должны завести себе копилку. Когда родители будут давать им на маленькие расходы, то некоторую часть можно отложить в копилку для сбережения. Школьники уже сами могут позволить себе накопить на нужную им вещь. Это могут быть ролики, новый мобильник или самокат (подробнее о выборе самокатов). Если малыш складывает деньги, то можно его поощрить! Родители могут удвоить его сбережения. Так, у малыша будет стимул собирать больше денег.

Соблазнов у ребёнка возникает много: когда он смотрит рекламу, читает журнал или слушает радио. Родители должны рассказать малышу, что не всегда показывают правду по телевизору или интернету. Надо с ребёнком обсудить, что такой товар может быть дешевле в другом магазине и свойства его могут быть не функциональными в использовании, а цену производители завысили. Так, карапуз начнет видеть разницу в тех вещах, которые просит купить.

Деньги в подростковом возрасте

В этом возрасте дети понимать должны уже многое. Что деньги надо заработать, и тратить их нужно с умом. Родители могут ребёнку рассказать, как тяжело деньги заработать, что расходы должны быть только необходимые. Но если у подростка получится откладывать деньги, то потом их можно потратить на любую покупку. С деньгами надо обращаться разумно.


Если ребёнок с самого детства будет понимать, как правильно распоряжаться финансами, то в будущем эти знания принесут ему только положительный результат.

Когда у ребенка наступает время «карманных» денег

Один из лучших тренажеров понимания и правильного отношения к материальной стороне – это карманные деньги. До семи лет ребенок не совсем понимает суть денежных отношений. Они видят простую картинку происходящего – или что-то ему купили, или нет. Рассмотрим этот вопрос конкретнее.

1. Расширяем понимание ребенка о финансах. Запросы детей растут молниеносно, поэтому очень важно познакомить их с темой денег. Можно составить план знакомства малыша с миром денег:

  • объяснение понятия зарплата, и ее распределение на продукты и вещи;
  • понятие «дорого» и как покупка повлияет на всех членов семьи;
  • возможность ребенку расплачиваться на кассе;
  • приобретение копилки, и выдача карманных денег.

2. Выдаем первую «зарплату». Некоторые страны даже не задумываются, и там родители практикуют выдачу денежных поощрений несовершеннолетним детям. Но в основном схема такова: родители поощряют ребенка деньгами за успехи, или дают их иногда, или, вообще, не дают их. Большинство задаются вопросом, зачем это делать вообще? В пользу денежных поощрений выделим некоторые аргументы:

  • формируют самостоятельность малыша, и придают уверенности;
  • способствуют обретению навыка обращения с деньгами;
  • учат счету, планированию и экономии.

3. Особенности выдачи «карманных» денег. Психологи пришли к выводу, что время карманных денег – около семи лет, когда ребенок начинает понимать суть денег. С этого момента в семейном бюджете должна появиться ячейка для выдачи ребенку символической суммы. Нужно учесть, что в окружении ребенка карманные деньги повод для разговоров. Поэтому выделяемая сумма родителями не должна быть поводом для хвастовства, или насмешек. Также нужно с ребенком обдумать то, на что будут тратиться его деньги, например, будет ли туда входить мобильная связь, школьные обеды и подобное.


4. Правила для родителей. Конечно, нелегко правильно выдавать «карманные» поощрения. Нужно запомнить, что, чем младше ребенок (6-7 лет), тем чаще он должен получать «поощрения», например, раз в неделю. В этом возрасте для ребенка целая неделя – это вечность. В младшем школьном возрасте можно выдавать «зарплату» раз в месяц, что поспособствует формированию понятий бюджета и планирования. Важно сразу объяснить, что никаких денег раньше положенного времени. Заведите вместе с ребенком тетрадь, где он сможет планировать расходы. Также родителям стоит следовать некоторым правилам:

  • определится с суммой и сроками выдачи;
  • не задерживать выдачу денег, и выдавать точно к срокам;
  • научить малыша обращаться с деньгами (неаккуратное хранение приводит к потере и воровству);
  • показать ребенку, что можно деньги копить на существенные приобретения, а не растрачивать все по мелочам;
  • не идти на финансовые уступки;
  • не контролировать, а рекомендовать.
Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий