Как и когда учить ребенка писать

учить ребенка писать

Современные родители настолько привыкли к существованию различных методик раннего развития, что еще в период беременности записывают своих детей во всевозможные кружки. А после рождения стремятся быстрее научить кроху читать и писать. Вот только нужно ли такое сверх раннее развитие самому малышу? Полезно ли напрягать маленькие пальчики написанием букв? И когда самый подходящий момент учить малыша правописанию?

Чтобы в будущем при обучении правописанию не возникало много проблем, ручки карапуза, да и головной мозг нужно подготовить. Для этого, как нельзя лучше, подойдут упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь, специалисты всего мира говорят о том, что развитие мелкой моторики способствует развитию определенных отделов головного мозга, отвечающих за формирование почерка и освоение навыков письма. Кроме того, подобные упражнения развивают в малыше память, усидчивость и внимание. Как научить ребенка писать буквы?

С чего начинать

Развитие моторики и хватательных движений у малыша идет своими темпами:

  • в первый год он учится удерживаться предметы и совершать простейшие манипуляции;
  • на втором году манипуляции усложняются, уже можно выполнять конкретные действия с определенными предметами;
  • на третьем году в развитии виднеется еще больший прогресс — малыш не только использует различные предметы по назначению, но и экспериментирует с ними;
  • после попадания малыша в детский сад его ручки начинают узнавать текстуру, размеры, форму и материал предметов, а так как в детском коллективе большое количество
  • игрушек и дидактических материалов, то идет освоение более сложных манипуляций с предметами;
  • далее ребенок продолжает знакомиться с такими действиями над предметами, как скручивание, выгибание, складывание. Именно в этот период на развитие мелкой моторики
  • положительно влияет выполнение поделок своими руками из самых разных материалов (фольга, бумага, ткань, природные материалы — дерево, шишки, солома);
  • старшие дошкольники уже с удовольствием пишут печатные буквы и цифры по трафаретам.

Письмо — одна из сложных наук, которой обучается человек в течение всей жизни. Красивый почерк сам собой не формируется, для этого нужно потратить уйму времени и усилий. Ведь, начертание букв и цифр требует не только развития мелких мышц руки и правильной координации движений, но и терпения.

На первом этапе подготовки руки к письму, то есть еще в самом раннем возрасте, специалисты советуют применять пальчиковые игры, упражнения на «узнавание» предметов на ощупь, способность определять руками форму и размер, текстуру и материал предмета. Кроме того, рекомендуются игры с мозаикой и пазлами, состоящими из крупных элементов. Для развития тактильных ощущений подойдут игры с носочками, наполненными разной крупой (рис, манка, горох).


Далее, когда ребенок активно использует окружающие предметы, рекомендуется переходить к поделкам из природных материалов, лепке из пластилина и глины, собирание пазлов и игры с мозаикой и конструкторами, состоящих из более мелких деталей, чем прежде.

Рисование является неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Рисовать можно где угодно, не только на стандартном листе бумаги. Это может быть и песок, и манная крупа или песок на подносе, и снег, и асфальт, и специальный мольберт.

Изучаем буквы и цифры

Наши мамы и бабушки учили нас буквам одним способом — с помощью кубиков. А затем детальное знакомство с алфавитом происходило уже в школе. Сейчас психологи утверждают, что кроха может запоминать буквы уже с двух лет. И этому есть подтверждения: дети, которые начали изучать буквы с двух лет, в четыре уже неплохо читали. За последние годы появилось немало методик раннего развития детей, но мы попытаемся выделить основные способы освоения азбуки. Кстати, если вы не знаете во что поиграть дома с ребенком — вам помогут игры с изучением азбуки.

  • С помощью ассоциаций. Можно каждую букву «превратить» в предмет, название которого начинается с этой буквы. Например, букве «Ж» дорисовать усики, глазки — и получится забавный Жук, букве «Г» приделать лапки, клюв, перья — и Гусь готов. Точно так же можно изучать и цифры: на кого похожа цифра 1 или 2?
  • С помощью кубиков. Способ изучения букв «родом из детства». Не знаю, как кого, а меня мама учила именно таким способом. Причем, у нас был не один набор кубиков, на которых были картинки разных тематик — и животные, и окружающие предметы, и фрукты с овощами. Сейчас появился еще одна методика, созданная Николаем Зайцевым, согласно которой кубики с гласными звонкими буквами выкрашены в серебряный цвет, а с согласными — в деревянный. Так гласные имеют «звонкий» голос, а согласные — «глухой».
  • С помощью компьютера. Самый продвинутый способ на сегодняшний день. Есть программы, в которых при выборе какуй-то буквы, произновится звук, потом наоборот — произносится звук — и нужно найти букву. Однако, при таких занятиях помните — глаза ребятенка нужно беречь — не позволяйте малышу долго смотреть в монитор. Существуют и программы для занятий арифметикой: сначала изучаем цифру 1 и показываем количество предметов, соответствующее цифре и т.д.
  • С помощью игр. Придумать игры и занятия, с помощью которых малыш будет узнавать буквы, много. Например, даже игру в куклы или машинки можно превратить в изучение алфавита. Дайте гаражам для машинок имена (например, гараж «А» или «1»), в которых будут стоять соответствующие машины, наклейте на сами машинки буквы или цифры — это будут их названия. Куклам тоже можно дать «буквенные» имена.


Наклейте магнитные карточки с буквами и цифрами на холодильник — если они будут всегда на виду, малышу легче будет их запомнить. Можно распечатать на листах по одной букве (контуры) и предложить ребенку их раскрасить в разные цвета, или сделать аппликации А также сейчас много настольных развивающих игр с буквами — пазлы, мозаики, лото.

Однако, необходимо помнить, что не каждая методика подходит всем ребятишкам. Так, кто-то хорошо запоминает буквы с помощью кубиков, а кто-то, раскрашивая их. Можно комбинировать несколько способов, закрепляя полученные знания.

Фломастеры или карандаши

В самом раннем возрасте специалисты рекомендуют давать в ручки карапузу те «орудия труда», которые требуют определенных усилий для получения результата. Например, фломастеры и ручки не нуждаются в надавливании, чтобы появилась линия. А вот цветные карандаши уже требуют некоторых физических затрат, которые и формируют нажим, необходимый для дальнейшего обучения правописания. Кроме карандашей можно использовать восковые мелки и кисточки.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Это один из основных вопросов, волнующих родителей. Ведь, если не уделить этому особого внимания, то в дальнейшем ребенка придется переучивать, а это уже сложнее. Есть несколько способов научить ребенка держать правильно карандаш.

Во-первых, можно использовать специальные насадки на карандаши и ручки. Они бывают разных форм и цветов. С помощью таких «умных» насадок брать карандаш неправильно просто неудобно. Такие насадки могут выпускаться как для правшей, так и для левшей.

Во-вторых, в продаже имеются специальные трехгранные карандаши и ручки, которые позволяют обхватывать себя только с трех сторон. Есть специальные трехгранные карандаши для самых маленьких — они намного толще, чем обычные, но чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш, так как тонкий стержень маленькие пальчики удержать просто не могут.


Если говорить о возрасте, то, конечно, прежде, чем учить ребенка рисовать палочки-крючки, его нужно научить пользоваться карандашом. Примерный возраст для этого — 2-2,5 года, когда уже ребенок может понять, что от него требуется и запомнить правильное положение пальчиков.

Как определить готовность руки к письму

Если дошкольнику предложить раскрасить или заштриховать рисунок, по результату можно судить, насколько подготовлена ручка к письму. Если карапуз раскрашивает рисунок ровными параллельными штрихами, не поворачивая при этом лист бумаги, у него нет белых пропусков и выступов за край — вы потрудились на славу, в школе вы не столкнетесь с трудностями при формировании красивого почерка. А вот частое разворачивание листа, белые недочеты и кривые линии говорят о слабом развитии пальчиков. Придется уделить время рисованию загогулин, палочек и кружочков, а также поработать над терпением и усидчивостью.

И прежде, чем задуматься, как научить ребенка писать буквы, сначала нужно натренировать пальчики.

Почему у школьника плохой почерк

Для многих детей и родителей в этом году начался самый сложный период в воспитании и развитии — школа. Уже с начала обучения становятся видны все трудности в освоении письма и чтения. Но у любой проблемы есть причины, и очень часто родители не догадываются о них.

Почему одни дети пишут красиво, стараются выводить каждую букву, а другие с трудом выцарапывают первую строчку? По статистике к школе готовы чуть меньше половины детей. А около 60% школьников испытывает те или иные трудности при обучении письму.

Причин для плохого почерка может быть несколько. Конечно, на первом месте стоит плохая подготовка руки к письму, недостаточное развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте. Такие детки, скорее всего, наверстают упущенное к концу первого класса.

loading...

А у кого-то и моторикой все в порядке, и на развивающие занятия его водили, и на дошкольную подготовку, а почерк все равно плохой. Чаще всего такие проблемы наблюдаются у гиперактивного ребенка, потому что ему сложно сконцентрироваться, даже на минуту обратить внимание на то, что он выполняет.

У третьей части первоклашек еще слабо развито зрительно-пространственное восприятие, хотя с концентрацией внимания все в порядке, да и моторика не хромает. Таким детям сложно запомнить начертание букв, поэтому и появляются ошибки в письме. Развивается пространственное восприятие обычно к 9-10 годам.

Еще одна причина плохого почерка у ребенка — это банальная усталость. Ребенок просто не может писать больше определенного объема. Обычная работа у таких детей выглядит так: первая строчка — аккуратно выведенные буквы, а дальше начитается пляска, потому что ребенок просто устал. К сожалению, это не учитывается ни учителями, ни родителями. И ребенок не «не старается», а просто не может. В этой ситуации родителям можно посоветовать «делить» домашнее задание на несколько этапов, чередуя письменные упражнения и устные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *