Многие родители не могут понять, как же добиться от ребенка того поведения, которое им необходимо. Некоторые даже идут для этого на психологическую консультацию либо пишут: «ищу психолога по скайп». Прочитав нижеследующие советы, вы, возможно, лучше поймете, как воздействовать на свое чадо.
Итак, чтобы научить ребенка чему-то, родителям надо как-то показать ему, что является хорошим поведением (что родители одобряют), а что — плохим (какие действия осуждают). Все это можно сделать двумя различными путями. Первый: наказывать ребенка за совершенные им проступки и ошибки, используя «отрицательное подкрепление» (это нахмуривание или шлепок, лишение чего-то или невнимание к ребенку, выговор и т.д.). Второй вариант — поощрение достижений, награда за успехи (похвалой, подарком, лаской), то есть, использование «положительного подкрепления».
Какие итоги отрицательного подкрепления? Это приводит к ухудшению взаимоотношений родителей и детей. Также ребенок может усвоить, как поступать нельзя, но такой способ обучения никак не информирует его о правильном поведении (так поступать нельзя, а как же можно?). Ожидание наказания может и подавить проявление инициативы ребенком, его активности. Он будет бояться принимать самостоятельные решения, браться за какое-то новое дело, ведь у него будет преобладать мотивация избегания неудач, а вовсе не достижения успеха. Стоит ли говорить, что это может усложнить жизнь в будущем?
Поэтому советы психолога родителям обычно таковы: использовать более эффективное положительное подкрепление, ведь оно сразу же формирует необходимое поведение. Абсолютно все внимание при подобном типе обучения концентрируется на достигаемых успехах.
Надо учитывать, что положительным подкреплением может являться не только ваше внимание или материальное вознаграждение, но и положительные эмоции, которые получает ваш малыш по достижении поставленной цели, когда он видит, что у него что-то получилось. Поэтому обучение надо строить так, чтобы ребенок осваивал материал маленькими порциями, ведь тогда он будет регулярно получать подкрепление. Для формирования необходимого поведения увеличивайте критерии так, чтобы ребенку постоянное улучшение результатов давалось легко.
Подкрепление не должно запаздывать и не должно даваться чересчур быстро. Похвала еще в процессе выполнения задания приводит к расслаблению обучаемого, а запоздалое подкрепление не имеет нужного эффекта.