Физическое развитие ребенка до 1 года по месяцам: особенности

Физическое развитие ребенка

Многие родители ошибочно сравнивают своего ребёнка со знакомыми. Некоторые мамы считают нормой, если их малыш не сидит в 8 месяцев или уже стоит в полгода. А между тем несвоевременное обращение к специалисту может усугубить ситуацию. Ведь, недаром существует примерный календарь двигательного развития ребёнка — его же не из воздуха придумали. И возможно, вовремя назначенные физические упражнения или массаж помогут вашему малышу избежать проблем со здоровьем в будущем.

Основные направления развития малыша происходят в первый год жизни. Причем интенсивно развиваются моторика, эмоции, интеллект. Именно в первый год формируется будущая личность, закладываются ее основы.

Но не всегда развитие малыша происходит правильно и «по плану». Каждый ребенок индивидуален, но кое-какие общие стандарты развития все же существуют. Ориентироваться на них родители могут самостоятельно, чтобы вовремя заметить отклонения в том или ином направлении развития.

Малыши рождаются лишь с маленьким набором безусловных рефлексов (глотание, моргание, хватание и т.д.), которые впоследствии позволяют приспособиться к внешней среде.

Моторика

Ребенок начинает удерживать головку в период с 1 месяца до 3х. После 2 месяцев возникают хватательные движения, малыш может зажать в руке погремушку и удерживать ее.

После 4х месяцев малыш может самостоятельно переворачиваться со спины на бок и обратно. Если в период 5-5.5 месяцев кроху поставить на ножки с поддержкой за обе руки — он будет стоять. Начиная с 5 месяцев кроху будет пытаться сесть. В возрасте 5-8 месяцев (у каждого малыша индивидуально) сидит без поддержки в течение минуты.

С 10-12 месяцев может повторить руками простые движения («до свиданья», похлопать в ладошки). Ходить с поддержкой малыши начинают в период с 7 месяцев до 1.1 года. Ходить без поддержки — 9-17 месяцев

Зрение

Новорожденные 5-7 дней способны распознавать человеческие лица. Месячный малыш уже может следить за движущимся предметом и удерживать его в поле зрения. С 5 месяцев карапуз может переводить взгляд с одного предмета на другой. Полугодовалый малыш активно рассматривает все вокруг.

Начиная с 1 года малыш может на фотографии узнать знакомое лицо.

Слух

Малыш 10 дней от роду способен различать резкие звуки и вздрагивать. Младенцы очень чувствительны к человеческой речи, различая ее по высоте.

Начиная с 1 месяца малыш прислушивается к окружающим звукам, в 2-3 месяца уже способен поворачивать голову на звук, искать глазами говорящего. С 5 месяцев узнает мамин голос среди других. Ближе к году может «повторять» танцевальные движения за взрослыми под музыку.

Речь

Развитие речи малыша тесно связано с общим психическим и эмоциональным развитием. Уже к концу 3 месяца крик малыша приобретает все новые оттенки. В этот же период появляются первые «агу» (гуление), за которым следует лепет. Если у ребенка имеются нарушения развития центральной нервной системы, то крик в первые месяцы жизни имеет более монотонную окраску, а гуление и лепет могут вообще не появиться. Именно, обращая внимание на развитие речи ребенка, мама может заметить отклонения в его общем развитии и вовремя обратиться к специалисту.

Примерно после полугода, когда возникает лепет младенца, в речи начинают прослушиваться одинаковые слоги — «ба-ба», «ва-ва», «му-му» (ма-ма) и др. В этот период некоторые детки даже могут повторять конкретные звуки и слоги за взрослым (перекликаться с ним). К 9 месяцам малыш уже может осознанно понимать некоторые простые команды взрослых — нет, нельзя, кушать, пора спать и т.д. и реагировать на них. Кроме того ребенок различает интонацию.

С 10 месяцев малыш уже может сопоставить звуки, слоги и слова с конкретной картинкой или действием, даже с человеком и осознанно называть предметы.

Интеллект

В первый год жизни малыш очень стремительно развивается. Во втором полугодии у ребенка появляется тенденция к преднамеренным действиям, например, просить какую-то конкретную игрушку. Кроме того, как мы уже упоминали, к концу года ребенок может повторять движения за взрослыми, подражать им. А подражательные действия и говорят о развитии интеллекта и мышления.

Схема развития ребенка по месяцам

Схематично развитие двигательных навыков малыша можно разделить на 4 этапа:

  • 1-3 месяца: ребёнок держит голову;
  • 3-6 месяцев: ребёнок сидит;
  • 6-9 месяцев: ребёнок стоит у опоры;
  • 9-12 месяцев: малыш ходит без опоры.

Хотя график развития малыша может отличаться от указанного, но лишь на месяц-другой. Например, малыш может сесть в семь месяцев, а научиться самостоятельно ходить — в 14 месяцев. Если отклонения от графика развития более существенны, то это является серьёзным поводом для обращения к специалисту.

Итак, давайте подробнее рассмотрим норму развития малыша до года.

Новорожденный малыш лежит в позе эмбриона, в которой он находился в течение всего периода беременности. При этом ручки и ножки согнуты в суставах, а пальчики сжаты в кулачки. Внимательно следите за тем, как разведены ножки, чтобы вовремя выявить возможную проблему, например, дисплазию тазобедренных суставов.

В течение второго месяца появляются активные движения, малыш начинает отводить ручки в стороны, разжимать кулачки. Лёжа на животе кроха может удерживать головку, следить за предметами. Если малыша поставить, он начинает упираться на ножки, при наклоне вперёд будет совершать шаговые движения. Это автоматический рефлекс, называемый «походкой новорожденных», который исчезает к 2 месяцам.

Нужно отметить, что в случае гипоксии (кислородного голодания) или внутричерепной травмы реакция опоры и хотьбы отсутствует.

В три месяца малыш может ухватить игрушку, это — безусловный рефлекс. Если у крохи была угроза ДЦП, черепно-мозговая травма или гипоксия, то захват может быть очень сильный — такой, что малыша можно поднять за ручки. У малышей с повышенным тонусом мышц захват сильнее, у заторможенных — слабее.

На четвёртом месяце малыш поворачивается на бок, лёжа на животике, опирается на предплечья, поднимает верхнюю часть туловища. Развивается произвольный захват, при этом хватательный рефлекс угасает.

В течение пятого месяца ребёнок может поворачиваться со спинки на животик и обратно, поднимать выше туловище, опираясь на ручки.

В шесть месяцев малыш может вытянуть одну руку, опираясь на другую, переносит вес с одной ручки на другую. В конце шестого месяца может сесть самостоятельно без опоры.

В течение 7 и 8 месяцев малыш сидя манипулирует руками с игрушками, начинает вставать на четвереньки. Может встать на ножки при поддержке, но пока ещё не надолго.

На девятом месяце может самостоятельно у опоры встать на колени, приподнимаясь на одну ножку, встает у опоры на ноги.


На десятом месяце кроха делает попытки стоять самостоятельно без опоры, но часто падает на попку, опять встаёт, падает и так может делать очень долго. Подражает движению взрослых, начинает ползать, любит играть с мелкими предметами.

На одиннадцатом месяце ходит, держась за одну руку, пытается делать самостоятельные шаги, но часто падает, походка неустойчива.

На двенадцатом месяце малыш начинает ходить без опоры, при этом часто балансирует руками, активно манипулирует с игрушками.

При тяжёлой мышечной гипотонии, развившейся на фоне гипоксии, ребёнок может не сесть и в 9 месяцев. А при наличии сильнейшего патологического тонуса мышц малыш может стоять и в четыре месяца, держать за кроватку.

Поэтому, пользуясь данной схемой развития ребёнка, родители должны внимательно следить за физическим развитием своего малыша, при этом не сравнивать его с другими.

Особенности развития органов и систем

У только что родившегося ребенка кожа покрыта особой смазкой, предохранявшей кожу плода от размокания в период внутриутробного развития и облегчавшей прохождение через родовые пути при родах. Поверхностный слой кожи у ребенка очень тонкий и нежный, потовые и сальные железы находятся в толще кожи. При нормальных условиях сальные железы функционируют, а потовые начинают работать несколько позже. Подкожная жировая клетчатка, весьма тонкая при рождении, начинает стремительно утолщаться, придавая маленькому тельцу округлость и упругость.

Костная система

В первые месяцы жизни ребенка его кости очень мягкие. Голова составляет 1/4 длины всего тела. По мере роста ребенка это отношение меняется, длина тела увеличивается, и у взрослого человека голова составляется около 1/8 роста.

У младенцев первого месяца жизни швы между отдельными костями головы легко прощупываются. Между лобными и теменными костями посередине головы находится четырехугольное отверстие, закрытое кожей. Это — большой родничок, он полностью закрывается разрастающимися костями приблизительно к 12-15 месяцам. Между теменным и затылочной костями находится еще малый родничок, но иногда он закрывается уже к моменту рождения.

Позвоночник новорожденного состоит из хрящей, он сохраняет положение плода в матке, короткий и согнутый. Со временем позвоночник выпрямляется, а затем формируется S-образный изгиб.

Руки у новорожденного почти достигают колен, ноги в длину развиты мало. С возрастом длина ног постепенно увеличивается.

Кости человека состоят из органических и неорганических веществ (в основном солей, кальция и фосфора). Детские кости, по сравнению с костями взрослого человека, содержат больше органических соединений, которые придают костям упругость. Со временем количество минеральных солей, придающих кости твердость, увеличивается. Однако при неправильном положении тела (плохой осанке, ношении сумок, портфелей на одном плече и т.д.) кости детей легко искривляются, формируется сколиоз и возникают другие заболевания.


Грудная клетка младенца по форме напоминает бочку, ребра расположены под прямым углом к позвоночнику, при дыхании грудная клетка почти не расширяется.

Первые зубы у ребенка появляются в возрасте 6-9 месяцев. Сперва прорезываются два средних зуба на нижней челюсти, за ними через полтора-два месяца два средних зуба на верхней челюсти. В 10-12 месяцев у ребенка обычно имеются по четыре зуба на обеих челюстях. После года зубы появляются в следующем порядке: в 13-16 месяцев четыре малых коренных зуба. С 5-6 лет молочные зубы начинают выпадать и заменяться постоянными.

Мышечная и кровеносная системы

У ребенка мышечная масса составляет примерно 20-25% массы всего тела. По мере роста, в связи с двигательной активностью, доля мышечной массы увеличивается.

Особенностью маленьких детей являются функциональные нарушения в работе сердца, которые могут пройти без последствий. Однако частые нарушения такого типа могут привести к проблемам с сердцем в более позднем возрасте.

Количество крови у маленьких детей по отношению к весу тела больше, чем у взрослого. Состав крови отличается неустойчивостью, быстро изменяется под влиянием заболеваний, но и быстро восстанавливается после выздоровления.

Внутренние органы

Органы пищеварения у грудных детей имеют множество особенностей по сравнению с органами взрослого человека из-за жидкого или полужидкого питания и способа приема пищи (сосание). Отсутствие зубов, недоразвитые челюсти, слабая работа слюнных желез и большие щеки отличают строение ротовой полости младенца и облегчают сосание. Из-за относительной сухости слизистая рта ребенка легко воспаляется при попадании на нее различных микробов и бактерий. Слюна начинает активно выделяться в возрасте 3 месяцев.

Желудок новорожденного очень мал, мышцы развиты слабо, недостаточно также развит нервный аппарат, регулирующий движение и выделение желудочного сока. Грудное молоко переходит из желудка в кишечник через 2-2.5 часа. Количество пищи, поступающей в кишечник, на 1 кг веса у ребенка значительно выше, чем у взрослого. Поэтому длина кишечника у ребенка в семь раз больше его роста, а у взрослого — только в четыре раза. По мере роста ребенка и в связи с употреблением более твердой пищи соотношение длины кишечника и роста ребенка сокращается, мышечный слой стенок желудка и кишечника утолщается.


У младенцев вкус развит очень хорошо. Очень чувствительны новорожденные к сладкому и горькому. Первое вызывает выражение удовольствия на лице, второе заставляет морщиться и отплевываться. Кислое и соленое не вызывает таких ярко выраженных реакций.

Обоняние у новорожденного с самого рождения хорошо развито. Предполагают, что грудь матери он находит именно по запаху. Сильно пахнущие вещества вызывают у младенцев дискомфорт и беспокойство. Со временем обоняние притупляется. В дальнейшем человек ярко воспринимает только сильно пахнущие вещества.

Развиваемся правильно: 5-й месяц

К пяти месяцам внимательные родители могут заметить тягу у малыша к общению со взрослыми. Воспринимая сидячее положение как «взрослое», карапуз активно переворачивается со спины на живот и обратно, даже пытается садиться. Наблюдая за своими ручками, пытается схватить всё, что попадает в поле зрения.

Физическое развитие

К пяти месяцам окружность головки малыша должна увеличиться примерно на 7-9 см по сравнению с рождением (по 1-1,2 см в месяц). Размеры родничка не должны превышать 2х2 см, но в то же время он не должен быть закрыт полностью.

Кроха активно играет с игрушками, вложенными в его ручку, пытается сам дотянуться до заинтересовавшего его предмета и взять его. Может удерживать бутылочку двумя руками. При этом хорошо держит голову в вертикальном положении.

Если прикрепить перекладину над кроваткой на том уровне, куда достают ручки крохи — он будет хвататься за неё и пытаться садиться. На перекладину можно привесить яркие игрушки, которые будут дополнительным стимулом для малыша. Конечно, до периода, когда кроха начнет ползать, еще далеко, но карапуз уже с легкостью переворачивается на живот и обратно.

Ителлектуальное развитие

Начинает бормотать и издавать разные звуки, экспериментируя, какие находят отклик со стороны взрослого. Распознаёт форму предметов: тянется к вещи, заранее складывая кисть руки так, чтобы было удобно её взять. Также родители могут заметить попытки малыша имитировать звуки и жесты, наблюдая за движениями рук и рта взрослого.

Можно показывать крохе крупные картинки и называть предметы — он будет с удовольствием их рассматривать. Изучает не только форму и цвет предметов, но и их «вкус». Также карапуз начинает проявлять интерес к пище, которую едят взрослые.

Учимся ползать

Конечно же, каждая мама хочет, чтобы ее малыш поскорее научился ползать, а затем и ходить. Но не стоит торопиться.

Тем не менее, ползание и ходьба являются главными элементами физического развития ребенка. К тому же, движение оказывает немалое влияние на умственное и эмоциональное развитие крохи. Ведь, для того, чтобы добраться до заинтересовавшей игрушки, кроха решает, в каком направлении ему двигаться, проявлять инициативу. В этот период родителям очень важно не ограничивать свободу своего чада, не кричать «нельзя» или «стой, это опасно», иначе малыш быстро потеряет интерес к познанию окружающего мира.

Ползать малыш научится тогда, когда освоит науку сидеть самостоятельно. Тем не менее, для него это очень сложный период. Сначала кроха ползает назад, и лишь спустя некоторое время — вперед. Чтобы стимулировать малыша ползти вперед, положите перед ним на некотором расстоянии игрушку — малыш захочет до нее дотянуться. Сначала у него передвигаются только ручки, ножки остаются на месте (малыш двигается по кругу). Но вскоре приходит умение ползти вперед.

Примерно с месяца кроха уже совершает попытки поднять головку, а с двух уже поднимает и пытается ее удержать. Если вы хотите, чтобы малыш как можно раньше научился ползать (в соответствии с возрастом), а затем и ходить, можно помочь ему с тренировкой необходимых для этого мышц. Для этого подвешивайте на детскую кроватку для новорожденных специальные мобили, игрушки — малыш будет наблюдать за ними и делать попытки поднять головку, чтобы до них дотянуться.


Когда малыш бодрствует, выкладывайте его на животик, чтобы он в таком положении играл, рассматривал окружающие его предметы, пытался до них дотянуться. Эти простые упражнения тренируют мышцы шеи, рук, плечей. С трехмесячного возраста кроха уже должен поднимать головку, плечи в положении лежа на животе. А с четырех месяцев малыш уже переворачивается со спины на бок. С полугодовалого возраста карапуз уже активно переворачивается со спины на живот и наоборот. А с семи месяцев кроха уже активно ползает на животе.

Научившись ползать на животе, ваше чадо в скором времени станет на четвереньки. В возрасте восьми-девяти месяцев малыш активно ползает на четвереньках.

А научившись ползать на четвереньках, малыш с каждым днем будет совершенствовать свой навык, увеличивая скорость передвижения, пытаясь добраться до заинтересовавшего его предмета. Можно поиграть с ним в догонялки: переместитесь на четвереньки сами и догоняйте своего карапуза.

В скором времени малыш будет пытаться подняться вверх, опираясь на мебель, мамины руки или стену. Если кроха почувствует, что не может удержать равновесие, он возвращается в привычное для него состояние: на четвереньки. Но со временем он будет отдавать предпочтение ходьбе, все реже обращаясь к ползанию.

К году уже многие карапузы ходят без поддержки. И, возможно уже настанет время приучать малыша к горшку.

Развиваемся правильно: 10-й месяц

Молодые родители не могут нарадоваться на своего кроху. Ещё бы, ведь, малыш растёт не по дням, а по часам и всё больше радует своих родных. Особенностью развития малыша в 10 месяцев можно назвать взросление в эмоциональном плане. Ребёнок пытается делать всё так, как делают взрослые. Он копирует движения, а иногда и слова.

Но у малыша ещё не развита способность переносить свои действия на другие предметы. Например, если мама ему покажет, как кормить куклу, то ребёнок повторит за ней, но не станет кормить, например, мишку или другую игрушку до тех пор, пока родители не покажут ему.

В этом возрасте у многих детей определяется любимый вид деятельности: одни играют с машинкой, другие — рисуют, третьи — двигаются под музыку.

Физическое развитие

В этот период практически все дети умеют ползать, причём неплохо. Малыш способен долго прямо сидеть, уверенно стоять и переступать вдоль опоры. Многие детки уже в этом возрасте пытаются самостоятельно пойти, и некоторым это даже удаётся. Кроха может залезать и слезать с невысокого дивана. Танцует и двигается под музыку, иногда пытается «подпевать».

Игры

Кроха любит различные игры-забавы, сопровождающиеся стишками и песенками. Больше любит играть с маленькими предметами, чем с большими. Пытается с помощью одного предмета достать другой, например, лопаткой подвинуть кубик. Любит разбрасывать игрушки по комнате, получая от этого удовольствие. Пытается разобрать игрушки, посмотреть, что там внутри. Конечно, поделки мастерить с малышом ещё рано, но вот строить из кубиков и собирать пирамидки кроха любит.

Малышу нравятся игры с водой. Повторяет все действия за родителями, например, мажет себя кремом, вытирается салфеткой. Малышу не комфортно в незнакомом месте, но при этом начинает осознавать себя как личность.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий