Этапы развития речи ребёнка: на что стоит обратить внимание

Этапы развития речи ребёнка

Любой родитель хочет, чтобы его малыш рос и развивался правильно. А для этого нужно постоянно быть с ним рядом и видеть все изменения, происходящие с малышом. Ведь, только постоянное наблюдение поможет распознать отклонения и вовремя начать лечение.

Речь – один из важнейших навыков человека, приобретаемый им после рождения. Каждый этап развития речи имеет свои характерные признаки, зная которые мама может понять, правильно ли развивается малыш.

Что может навредить развитию речи

Не всегда развитие речи происходит по плану или равномерно. Бывает так, что мама поднимает панику, если малыш не начинает лепетать вовремя, нанимает логопеда, стимулирует начало речи любыми способами. А ребёнок начинает разговаривать довольно резко, пропуская этап гуления или лепета. А бывает и так, что отставанию в речевом развитии у ребёнка способствовали какие-то неблагоприятные факторы, и родителям нужно быть очень внимательными, чтобы не пропустить проблему. К таким факторам можно отнести:

  • Осложнённая беременность. К этому пункту можно отнести перенесенные болезни мамы во время беременности, угрозы выкидыша, возраст родителей.
  • Осложнения в родах, слишком быстрые или затяжные роды, родовые травмы,, стимулирование родов, гипоксия плода и т.д.
  • Перенесенные ребёнком инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, цитомегаловирус, полиомиелит.
  • Наличие родственников с неврологическими проблемами (хотя точной связи не выявлено, статистика говорит, что такая взаимосвязь возможна).
  • Различные патологии, связанные с головным мозгом – гематомы мозга, повышенное внутричерепное давление, г пер- и гипотонус мышц и т.д.

Конечно, даже, если имеет место один или несколько факторов, то родителям паниковать не стоит. Нужно уделять повышенное внимание развитию малыша, больше заниматься и при обнаружении проблем обращаться к специалисту.

Этапы развития речи ребенка включают следующие:

Этап 1. Новорожденный: плач

Новорожденные детки плачут или кричат лишь по необходимости. Так как малыш только пришёл в этот мир и по-другому общаться он не умеет, то крик – это всего лишь способ дать понять окружающим, что малышу некомфортно. Это может быть голод, мокрая пеленка, дискомфорт в животике, страх или незнакомые внешние факторы.

Этап 2: От 3 до 6 месяцев: гуление

В возрасте 3 месяцев у малыша появляется потребность видеть маму, крик приобретает другую интонацию и может сигнализировать не только о жизненных потребностях. В звуке появляются отчетливые гласные «а», «о», «у», «и» — так называемое гуление.

Этап 3: От 6 до 9 месяцев: лепет


После полугода у здоровых малышей уже можно услышать первый лепет – сочетание согласных и гласных букв: «агу», «Абу», «пу», «ба» и т.д. Кроме того, в работу включаются и мышцы лица, щеки, язычок. Кроха даже может повторять мимику взрослых, кривляться, корчить рожицы. В этом периоде важно начать активно заниматься с малышом. На помощь придёт пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стишки, песенки и прибаутки.

Этап 4: От 9 месяцев до года: слово

Ближе к году лепет малыша усовершенствуется, слоги начинают повторяться, образуя простые слова: «ка-ка», «ба-ба», «ля-ля», а также появляются первые простые слова, которыми малыш пытается обозначить определенный предмет. Слово в логопедии – это набор звуков, используемый для обозначения конкретного предмета или действия. Например, машина – «би-би», но если этим би-би карапуз пытается обозначить и машину, и телефон, и звонок в дверь, то словом это пока не является из-за отсутствия смысловой нагрузки.

Этап 5: От года до трех лет: фраза

К году словарный запас карапуза пополняется уже первыми простыми словами: «киса», «дай», «на» — те, что малыш слышит чаще всего. Но бывает и так, что первым словом у крохи становится абсолютно неожиданное для его родителей, например, «телефон» или «самокат».

После года малыши активно впитывают в себя новую информацию, ежедневно изучают свойства и названия предметов, узнают несколько новых фраз. Именно в возрасте от года до трёх малыш уже может заменять простые слова правильными, например, вместо «ав-ав» появляется собака, вместо «ва-ва» — болит и т.д.
Следующим этапом в развитии речи можно наблюдать построение из слов фраз и предложений. Ближе к трём годам с малышом можно учить простые стишки и потешки.

Тревожные симптомы

Очень хорошо, если развитие речи ребёнка идёт по плану, равномерно и без задержек. Но бывает и так, что нарушению развития речи предшествуют тревожные симптомы:

  • если сразу после рождения малыш не закричал, закричал позже, либо крик был не такой, как у других новорожденных;
  • если к 4-5 месяцам малыш не реагирует на появление мамы, не гулит;
  • если к 8 месяцам кроха не лепечет, не реагирует на появление или голос мамы;
  • если через некоторое время после появления гуление и лепет стали плавно или пропадать;
  • если в год малыш не произнёс неодетого настоящего слова и не может показать на любимую игрушку.


Обычно в подобных случаях требуется консультация логопеда, но бывает и так, что малыша нужно показать и неврологу, так как отставание в речевом развитии может иметь более глубокую причину.

Почему ребенок молчит

Есть малыши, которые уже в два годика рассказывают стихи и маленькие сказки, а есть, которые и до трёх лет упорно молчат. Хотя и няня с ним занимается, и с пустышкой давно расстался, и игрушками ваш малыш не обделён. Отчего так происходит?

Самой главной причиной (если исключить медицинские факторы) специалисты называют недостаток живого общения. Именно живого, а не общение с телевизором или компьютером. Особенно страдают детки работающих родителей, которые располагают максимум часом времени для общения с малышом.

Но если малыш слышит речь людей по телевизору, почему он не может научиться её воспроизводить? Эта речь остаётся для него просто фоном, набором сменяющихся картинок и звуков, она не обращена конкретно к малышу, поэтому он её не воспринимает. Так что не нужно надеяться на то, что детские мультики научат малыша разговаривать.

Поэтому даже если вы занимаетесь домашними делами, а малыш увлечён детскими развивающими игрушками, необходимо с ним разговаривать. Возможно, малыш ничего не поймёт, но сначала для него имеет значение интонация, ритм речи, а потом и отдельные слова, которые со временем связываются в предложения.

Но, как ни странно, дети, посещающие детские сады, начинают говорить раньше, чем их сверстники-домоседы. Потому что постоянно слышат живую речь.

После года начинается интенсивное усвоение речи, а многие мамы и бабушки об этом забывают и продолжают разговаривать с крохой на бэби-языке: «ням-ням», «би-би» и т.д. Это особенно умиляет бабушек. Но такое общение хорошо для младенца, который ещё не знает значений слов. Для того, чтобы детские слова не стали препятствием для развития нормальной речи, необходимо общаться с ним на доступном для его возраста языке, исключить все детские выражения, заменив их на более нам привычные: «ням-ням» на «кушать», «би-би» на «машину» и т.д. Добавьте в своё общение новые слова-прилагательные, определяющие форму, цвет и размер какого-нибудь предмета. Например: «Смотри, это мяч. Он круглый» или «Это машина. Она зелёная».

Не следует исключать из общения и пальчиковые, ролевые игры, развитие мелкой моторики. Известно, что пальчиковые игры развивают и мелкую моторику, а ролевые игры помогают не только развивать речь, но общаться. Почаще укладывайте спать кукол, кормите или лечите мишку, стройте вместе башни из кубиков.

Каждый ребенок уникален, в том числе и в речевом развитии. Есть говоруны от природы: они отличаются активностью, интересом к окружающему миру и любят вербальное общение. А есть молчуны — не обязательно пассивные (скорее вдумчивые), речь которых «созревает» очень неторопливо и только в спокойной обстановке. Для них, в отличие от говорунов, важны не столько количество контактов и богатство впечатлений, сколько надежность и понимание близких.

Говоруны могут уже к двум годам связно болтать. Молчуны, наоборот, лет до двух фактически молчат, потом начинают говорить отдельные слова, и только к 3-4 годам изъясняются полноценными предложениями. Бывает и так, что до 2-2,5 лет малыш вообще молчит (хотя в младенчестве гулил и лепетал активно), а потом буквально за одну-две недели разговорится так, будто прорвало плотину слов, фраз и даже сложноподчиненных предложений.

Чтобы не волноваться напрасно, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Ваш ребенок:

  1. Слышит, реагирует на различные звуки?
  2. Издает звуки (лепечет, мычит, напевает), то есть его речевой аппарат работает?
  3. Умеет жестами, мимикой или просто криком показать, чего именно он хочет?
  4. Точно понимает ваши слова и выполняет просьбы в соответствии с возрастом?
  5. Проявляет интерес к вашей речи, телевизору, радио?
  6. Имеет любимые сказки, мультфильмы, песни?
  7. Умеет общаться своими способами и его понимают?

Если на некоторые вопросы вы дали отрицательный ответ, при этом вашему малышу больше 2-2,5 лет и он заметно отстает в речевом развитии от сверстников, повод для волнения у вас есть. Имеет смысл показать ребенка невропатологу, психологу, логопеду.


Если вы ответили положительно на все вопросы и вашему карапузу еще нет трех лет, то можете успокоиться: скорее всего он заговорит тогда, когда появится повод.

Что может провоцировать молчание

  • Частые замечания о том, когда молчать, когда говорить. Если малыш пять раз подряд пытается с вами заговорить (пусть даже на непонятном для вас языке), а вы его прерываете, вероятность того, что ребенок с вами не заговорит, процентов пятьдесят. Он сделает вывод: его не хотят слушать.
  • Вы не стимулируете развитие речи, не разговариваете с ребенком, без слов понимая малыша, при этом выполняете все его желания. Зачем малыш будет осваивать то, без чего и так хорошо.
  • Требование говорить только правильно. Если малыш не может сказать правильно то, что вы его просите, а неправильные варианты вы не слушаете, он может надолго замолчать. Ведь лучше молчать, чем получать выговоры за произношение.
  • Если ребенка очень сильно что-то испугало, он пережил серьезный стресс или шок. В этих случаях необходима помощь психолога.
  • Когда малыш говорит только в определенных ситуациях или только с некоторыми людьми, можно предположить, что остальные ситуации или люди вызывают у него тревогу или желание закрыться. В этих случаях тоже поможет психолог.
  • Отсутствие объекта подражания речи. Это бывает, если ребенок большую часть времени проводит с собакой, кошкой, глухонемым родственником или тем, кто рад бы избавиться от ребенка и не хочет его ни слышать, ни видеть.

Возможно, если вы исключите из жизни малыша выше перечисленные факторы, его речевой аппарат заработает так, что вы сами будете удивлены. А что касается правильности произношения, то при наличии проблем достаточно будет применить логопедические упражнения.

Адаптация и перевод Е.Нефедовой специально для vkusnyasha.ru

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий