Дислексия у ребенка: виды, причины, пути решения

Дислексия у ребенка

Некоторым родителям приходится сталкиваться с новым для них понятием — дислексия. Диагноз этот ставится довольно редко, однако, о нем стоит знать, чтобы вовремя распознать проблему.

Обычно дислексию связывают с нарушениями работы определенных отделов головного мозга, поэтому причину этого диагноза специалисты видят в неврологических расстройствах генетической природы.

Что такое дислексия у детей

Диагноз дислексия — это избирательное специфическое нарушение способности читать и понимать прочитанное. Затруднения может вызвать узнавание, распознавание слов или отдельных слогов и букв. В результате происходит неправильное понимание и воспроизведение прочитанного. При этом у ребенка сохраняется общая способность к обучению и познанию мира.

Как бы не хотелось родителям ускорить процесс обучения их чада, до 6 лет дети имеют полное право путать буквы и не уметь читать. Лишь к 6-7 годам у ребенка созревают определенные отделы головного мозга, позволяющие читать и писать без ошибок.


Дисграфия и дислексия у детей не возникают просто так, и их можно избежать, если вовремя начать работу с ребёнком над речью. В группу риска развития дислексии входят малыши, у которых наблюдается задержка речевого развития в раннем возрасте. Также риску развития дислексии подвержены дети с несформированным фонематическим слухом (способность распознавать звуки на слух).

Однако, как это ни странно, дислексия – не такая уж и серьезная проблема, и даже не болезнь. Дети с этой проблемой тоже оканчивают и школы, и ВУЗы, но профессию выбирают такую, которая не потребует от них усиленного чтения.

Благодаря современному миру техники, дети с дислексией могут обучаться, не читая книги. На помощь приходят аудиокниги, телепередачи, звуковые и видеофайлы.

Причины

Специалисты подчеркивают, что дислексия – не заболевание, а особенности развития некоторых отделов головного мозга. Нарушается связь между тем отделом, который воспринимает зрительную информацию и тем, который ее обрабатывает и наполняет смыслом. Человек не может выразить словами зрительный образ (или повторить и понять прочитанное).

Подобные особенности развития головного мозга возникают с самого рождения, причинами могут стать:

  • Гипоксия во время родов.
  • Травмы шейного отдела позвоночника.
  • Генетические нарушения.
  • Неврологические заболевания.

Гипоксия и травмы шейного отдела приводят к недостатку кислорода в головном мозге, вследствие чего нарушается формирование определённых нервных структур. Все это не обязательно приводит к дислексия, но повышает риск ее появления.

Также зафиксированы случаи передачи этой проблемы по наследству, но сам механизм передачи пока не изучен.


Любые тяжело перенесенные заболевания, например, грипп, простуда с высокой температурой, коклюш, могут дать осложнения на головной мозг, и поставить ребенка в группу риска по развитию дислексии.

Виды дислексии

Специалисты различают несколько видов дислексии, при которых ребенок делает разного рода ошибки:

  • Фонематическая дислексия заключается в ошибках при чтении: ребенок переставляет буквы и слоги, путает близкие по звучанию буквы между собой («Ж» с «Ш», «О» с «У» и т.д.);
  • Оптическая — ребенок путает похожие по написанию буквы. Например, «Ъ» с «Ь», «З» с «В» и т.д.;
  • Аграмматическая — ребенок путает род, число и падеж существительных и прилагательных. Например, «мальчик пошла», «черный туча» и т.д.;
  • Семантическая. Понять прочитанное ребенок не может, как и связать все слова друг с другом. В итоге при чтении у него в голове возникает лишь набор слов, не связанных между собой по смыслу. А вот читает все слова правильно;
  • Мнестическая дислексия заключается в неумении сопоставить букву со звуком, поэтому ребенок их просто не запоминает.

Когда стоит битьтревогу

Современные методики раннего развития предполагают раннее обучение чтению и письму. Однако, у такого подхода имеется ряд минусов. Например, родители часто предъявляют такие же требования 3-х летнему карапузу, как и пятилетнему. Но головной мозг каждого отдельного ребенка уникален и имеет право развиваться по-своему.

Так до каких пор ждать, чтобы точно понять, что у ребенка дислексия?

Не стоит пугаться, если пятилетний малыш читает с ошибками или не может понять прочитанное. Специалисты рекомендуют принять выжидательную тактику до конца первого полугодия первого класса. Но это в том случае, если у малыша нет других нарушений (фонематический слух в норме, речь развита по возрасту, нет неврологических заболеваний).

Лишь к концу первого класса можно сделать какие-то выводы о наличии или отсутствии дислексии. Именно в этом возрасте обычно дети знают все буквы и понимают прочитанное.

А вот если у дошкольника существуют следующие проблемы, то риск развития дислексии очень высок:

  • Неумение ориентироваться в окружающем пространстве;
  • Неумение различать правую и левую стороны;
  • Неумение сконцентрироваться и выполнить простейшие инструкции;
  • Наличие проблем со зрительной памятью.

Нужно ли посещать специалиста ребёнку с дислексией?

Если родители замечают, что у ребёнка возникли трудности с чтением и пониманием прочитанного, показать малыша специалисту просто необходимо. Главное – не обострять ситуацию упреками и криками, не называть ребёнка тупицей или болваном, ведь, он НЕ не хочет, он просто не может осилить навык чтения. Занятия со специалистом хоть и не уберут проблему полностью, помогут немного сгладить ее.

Стоит заметить, что каждый случай проявления дислексии уникален, поэтому только логопед может определить наличие, степень и вид дислексии и подобрать определенные упражнения для ребенка.

Первый специалист, которого стоит посетит — это логопед. Чтобы поставить диагноз, мало лишь осмотреть ребенка. Нужно учесть много факторов: какие особенности развития у малыша, наличие неврологических заболеваний, легко ли кроха ориентируется в пространстве, запоминает стихи и пересказывает услышанное. Имеют значения и перенесенные заболевания. К тому же, понять, имеет ли место дислексия, можно лишь при наличии некоторых навыков письма и чтения.

Возможно, логопед посоветует родителям обратиться к нейропсихологу и неврологу. Первый также должен проанализировать все периоды развития ребенка, проверить, владеет ли кроха всеми необходимыми навыками, соответствующими возрасту. Невролог определит, нет ли у малыша проблем с нервной системой.

Дислексией страдают и страдали довольно знаменитые на весь мир люди:

Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Это заставляет задуматься о теории гениальности людей с дислексией.

Занятия для ребенка с дислексией

Обычно ребенок с дислексией нуждается в занятиях с логопедом и нейропсихологом.

У логопеда стоит следующая задача: научить ребенка соотносить букву и звук, соединять буквы в слоги и в слова, и обратно — делить слово на слоги. Логопеду важно также правильное произношение всех звуков и слов, соединение слов в предложения и понимание этих предложений.


Нейропсихолог, в зависимости от вида дислексии, подберет упражнения на развитие координации движения, зрительно-моторной реакции, развитие двигательных навыков.

Чтобы сгладить проблему дислексии у ребенка, родители должны набраться терпения и заниматься с малышом ежедневно. Это могут быть простые инструкции на координацию (пойти прямо, повернуться направо или налево, развернуться, пойти назад). Подобные игры можно практиковать даже на прогулке.

Полезно будет составление планов действий на предстоящий день или неделю. Например, составлять ежедневно список тех дел, которые нужно выполнить завтра, а в конце дня вычеркивать, что получилось сделать.

Еще одно полезное упражнение — составление списка и очередности покупок в супермаркете. Составили список необходимых покупок — попросите ребенка определить, куда будет двигаться сначала, куда потом, а что будете покупать в самом конце.

Полезны игры с мячом, классики, выполнение различных разворотов по команде, рисование планов и схем.

Если вашему ребенку поставили диагноз «дислексия», обязательно поставьте в известность учителя, объясните проблему и попросите по возможности проговаривать задания устно. Ведь, дислексия — это не болезнь, и при правильном подходе со стороны как родителей, так и учителей, ребенок даже не почувствует себя «белой вороной».

Упражнения при дислексии

Дислексия – не болезнь, как утверждают специалисты, однако, она все же вызывает некоторые трудности у ребёнка. Поэтому, чтобы немного сгладить проблему, полезно дома выполнять упражнения с буквами и словами, а также произношением.

Упражнение 1 – Угадай букву

«Рисуйте» на спине друг друга буквы и цифры и угадывайте их. Можно «рисовать» на любой части тела, закрыв глаза. Начинайте с самых простых, например, «о», «с», «л» (как шалашик).


Упражнение 2 — Подготовка к чтению

Если ребёнок хорошо знает буквы и умеет соединить их в слоги, то полезным станет следующее упражнение. Выпишите на лист бумаги несколько столбиков с одинаковыми гласными. Попросите читать слоги слева направо, затем наоборот, сверху вниз, затем снизу вверх.

Упражнение 3 – Творческое

Для этого упражнения можно использовать счетные палочки или обычные спички. Выкладывайте очертания букв, а затем создавайте из них новые, докладывая или убирая палочки.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий