Вот и минул первый месяц в новом учебном году. Кто-то в первый раз перешагнул порог школы, а кто-то уже более опытный… Именно этот период и показывает отношение одноклассников друг к другу и уже могут появиться первые проблемы в общении. И даже вчерашние друзья могут стать не просто недругами, но и начать травить друг друга.
Буллинг – это не просто конфликт между людьми, когда противоборствующие стороны находятся в примерно одинаковом положении. В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью и способны влиять на ситуацию. Если одна сторона получила желаемое, другая потеряла интерес, либо обе стороны пришли к компромиссному решению, то конфликт исчерпает себя. А в ситуации «травли» силы сторон неравны, насилие происходит систематически, жертва находится в уязвимом положении.
Существуют основные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрессивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся:
- намеренность;
- повторяемость;
- неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).
Наиболее часто травля встречается именно в школе. Хотя нередки случаи буллинга в детском саду, ВУЗе, на работе, в армии. То есть буллинг можно встретить везде, где есть более-менее организованная социальная группа. Это очень серьёзная проблема, от которой не застрахован никто.
Как проявляется буллинг
Травля включает множество ролей:
- главари (придумывают и возглавляют издевательства);
- наблюдающие;
- объект травли — жертва.
Буллинг наносит урон психическому здоровью не только жертвы, но и молчаливых свидетелей.
Ребёнок-агрессор не успевает в школьной программе, приобретает криминальные проблемы, срывает уроки и нарушает дисциплину в классе. Основная цель такого ученика при травле других – закрепить лидерские позиции агрессора, самоутвердиться, заставить жертву подчиняться лидирующей группировке и её законам или же принудить уйти из коллектива. Буллинг – это не просто «внутренние разборки группы», это насилие над личностью.
В чём проявляется травля в школе? Способы достижения основной цели могут быть разными:
- бойкот (изоляция, игнорирование);
- распространение слухов и сплетен о ребёнке;
- запугивание;
- насмешки, злые и непристойные шутки, оскорбления и даже унижение перед другими;
- физическое насилие, драки;
- порча личных вещей жертвы;
- киберзапугивание – означает использование сетевых и мобильных технологий для причинения жертве эмоционального и социального вреда.
Последствия школьной травли
Психологические и физиологические проблемы – это обычное явление после травли. Обычно у ребят, подвергающихся школьной травле, впоследствии наблюдаются:
- депрессивное расстройство;
- тревожность;
- низкая самооценка;
- агрессивное поведение;
- аутоагрессивное поведение (несуицидальные самоповреждения – ребёнок может себя нарочно травмировать);
- головные боли;
- энурез;
- суицидальные мысли и попытки суицида;
- снижение успеваемости и т.д.
Мифы и ошибочные суждения о буллинге
Миф 1: Дети сами разберутся.
Нет, не разберутся, буллинг – это очень сложная ситуация, когда силы сторон изначально неравны. И если бы дети могли разобраться, то они уж точно сделали бы это, а не страдали от издевательств. Травля не закончится, пока в ситуацию не вмешаются разумные взрослые.
Миф 2: Жертва сама виновата.
Это тоже неверное суждение, которое называется виктимблейминг. Над ребёнком издеваются потому, что буллер выбрал именно эту жертву в качестве мишени для издевательств. Один и тот же ребёнок может быть жертвой в одной группе и своим в другой.
Миф 3: Сейчас такие дети, ну что ж поделать.
Дети сейчас разные, как и во все времена. Учителя и другие ответственные за детей взрослые вполне способны остановить буллинг в коллективе. Практика показывает, что как только взрослые по-настоящему замечают наличие проблемы в детском коллективе и начинают вводить соответствующие меры по прекращению буллинга, то ситуация нормализуется и «травля» заканчивается.
Миф 4: Буллинг – это нормально, это естественный и неизбежный процесс взросления.
Нет, «травля» и издевательства – это ненормальный процесс взросления. Буллинг может иметь очень серьёзные и плачевные последствия, вплоть до самоубийства или массовых убийств.
Миф 5: Всё равно, что там происходит в коллективе, лишь бы не трогали моего ребёнка.
Буллинг нельзя рассматривать, как изолированное явление. Травля одного человека влияет на весь коллектив, даже если большинство из детей в этом коллективе являются просто наблюдателями (впоследствии такие наблюдатели привыкают к тому, что издеваться над другими – это нормально).
Немногочисленные исследования влияния травли на наблюдателей показали, что у свидетелей буллинга чаще всего возникает беспокойство и чувство незащищённости, обиды и неполноценности; появляются суицидальные мысли; повышается риск возникновения проблем с психическим здоровьем.
Миф 6: Ничего страшного, ну травят ребенка, это хорошая закалка на будущее! Будет готов к жизненным сложностям!
Это очень жестокое заблуждение по отношению к ребёнку. Издевательства совершенно не закаляют ребёнка, а наоборот, повышают его уязвимость. Дети, над которыми издеваются, страдают эмоционально и социально.
Миф 7: Если я переведу своего ребёнка, которого «травят», в новую школу, то над ним и там будут издеваться.
Это тоже заблуждение! Зачастую буллинг – это проблема конкретного коллектива. Как показывает практика, после перевода в другую школу, бывшие жертвы даже не пересекаются со своими бывшими агрессорами и прекрасно способны влиться в новый здоровый коллектив.
3 признака мягкого школьного буллинга, который часто не считается таковым
Школьный буллинг не всегда бывает откровенным и ужасным, как показано в фильме «Чучело». Иногда травля в классе вполне завуалирована, когда по факту жертву не обижают, бить не пытаются, даже не оскорбляют. Но несчастный все равно чувствует себя одиноким, униженным и морально уничтоженным. Подобное случается в трудных классах с детьми учителей. Открыто травить их нельзя, вот одноклассники и упражняются в лёгком абьюзе.
Как же это происходит? Как понять, что ребёнка травят в школе?
- У жертвы нет друзей. Причём, это не просто близкие товарищи или хорошие приятели. Его банально не замечают: однокашники не здороваются, не смотрят в его сторону, избегают. О нём вспоминают лишь на уроках, если учитель называет его фамилию или вызывает к доске. С одной стороны это хорошо: никто не подстерегает после школы и не избивает, но затравленный ученик понимает: ему здесь не место. Коллектив сплотился или разбит на небольшие группы, тогда как его никуда не принимают. Он изгой и вынужден существовать в гордом одиночестве. Ему даже заболеть нельзя, ведь никто из так называемых товарищей не сообщит ему домашнее задание и не поможет с объяснением новой темы. Придётся все осваивать самостоятельно, искать учителей и договариваться с ними обо всём.
- Насмешки присутствуют, но они тихие, за спиной. Кажется, будто школьника газлайтят. Со временем он и сам не доверяет собственным глазам: то ли над ним посмеиваются, то ли это мерещится. А ведь подобные вещи недопустимы, ибо они способны довести до самого реального сумасшествия. Если ребёнок пожалуется родителям или учителям, то ни одни, ни вторые не смогут досконально разобраться в ситуации и узнать правду. Как правило, класс действует сообща, никто никого не выдаёт. Так что одноклассники попросту ответят, что никого не обижали, не издевались и вообще практически идеальные подростки.
- Когда изгой отвечает у доски, в классе стоит шум, его никто не слушает. Этим сверстники показывают истинное отношение к нему: пренебрежительное, хамское, высокомерное. Некоторые и вовсе принимаются баловаться, чтобы перетянуть на себя учительское внимание. И обычно им это удаётся: педагог принимается разбираться с неподобающим поведением, тогда как отвечающего попросту сажают на место. Конечно, вести себя так постоянно нельзя, ведь преподаватели обязательно заметят и захотят поговорить откровенно. Но периодически такие представления бывают, особенно в период с шестого по девятый класс. Это наиболее сложный возраст, когда буллинг, пусть и мягкий, весьма распространён.
Из вышесказанного видно, что травля в школе всё равно имеет место, даже если она и не бросается в глаза. И игнорировать её признаки недопустимо: зачастую настоящий жестокий бойкот начинается именно с таких проявлений. Дети проверяют на прочность как жертву, так и остальных окружающих, в том числе и взрослых. Если они видят, что замечания отсутствуют, то начинают потихоньку звереть. Следовательно, смешки превращаются в оскорбления, а игнорирование в нападки с угрозами и шантажом.
Таким образом, взаимоотношения детей и подростков в школе — это весьма трудная и неприятная тема. Практически в каждом классе имеется местный изгой, над которым потешаются при помощи «мягкого» буллинга. В реальности это банальный абьюз: высокомерие, надменность, обесценивание, показательное молчание и игнорирование, пренебрежение. Если уже в средней школе дети бывают такими хорошими манипуляторами, то что будет с ними в дальнейшем? И кем вырастет пресловутая жертва, которую хоть и не били физически, зато вдоволь уничтожали как личность?
Кто находится в группе риска
Для школьной травли обычно выбирается конкретный объект, причём зачастую дети делают свой выбор совершенно неосознанно. Не зря говорят о подростковой и детской жестокости, когда несовершеннолетние готовы буквально поубивать друг друга из-за разницы во взглядах. Буллинг намного проще выяснения отношений с глазу на глаз, потому что в толпе легко затеряться. Вроде бы травят все, но если разобраться, то каждый участник будет ни при чём. Личная неприязнь имеется у одного или двух человек, а остальные просто стоят рядом и наблюдают.
Кто же может стать жертвой буллинга? Увы, предсказать это невозможно, потому что многое зависит от коллектива. Не застрахован даже отличник: уверенный в себе, искренний, открытый, знающий себе цену. Просто он внезапно окажется среди остановившихся в развитии сверстников, которые сочтут его зазнайкой или «ботаном». Все, повод для травли найден, остается лишь откровенно объявить бойкот. Но есть некоторые категории детей, которые находятся в группе риска:
- Добрые и простодушные. Они не умеют хитрить, выдумывать и обманывать, поэтому не станут плести заговоры или срывать уроки по требованию лидеров класса. Такой ребёнок сразу всё выложит учителю, классному руководителю, завучу, директору и родителям. Как правило, он из бедной семьи, но отношения с папой и мамой у него доверительные. Он делится с ними всем, что произошло за день, спрашивает совета и вообще отличается послушанием и покорностью. В классе его или вовсе игнорируют, или гнобят, но не сильно, а как бы между делом. В принципе он никому не мешает, но многих раздражает своей наивностью и прямолинейностью.
- Яркие индивидуалисты. Это бунтари: вспыльчивые, впечатлительные, с неимоверной жаждой справедливости. Они никого и ничего не боятся, готовы идти напролом. Такие люди редко приживаются в коллективах, потому что им намного проще быть в одиночестве. Из-за этого к ним испытывают не просто неприязнь, а лютую ненависть. Они легко сдадут зачинщиков конфликта, с ними практически нереально о чем-то договориться. Все просто: индивидуалисты не читают себя частью коллектива. Они сами по себе.
- Доносчики. В просторечии их еще называют «стукачами»: они знают секреты своих друзей и с радостью сообщают их взрослым. Именно от них директор узнает о готовящемся плане сорвать занятие или о побеге с последнего урока, а также о курении за школой. Таких людей презирают и стараются побольнее ударить, иногда и прямом смысле слова: побить, замахнуться, облить чернилами, испортить одежду, закрыть в туалете, свалить на пол.
Но зачастую даже непохожесть на других внешне или в социальном плане может стать причиной травли. Повод для прессинга жертвы может быть практически любым, если ты:
- слишком худая или слишком толстая;
- богатая или бедная;
- двоечница или круглая отличница;
- слишком успешная в чём-то;
- имеешь свой нестандартный взгляд на вещи;
- из неблагополучной семьи;
- слушаешь не ту музыку, носишь не ту одежду;
- имеешь внешние дефекты или недостатки речи;
- любимчик учителя/начальника или наоборот — не нравишься ему;
- просто новенькая в коллективе, поэтому уже какая-то не такая…
В положении объекта «травли» может оказаться практически любой человек, независимо от его личностных качеств. Попадая на роль жертвы, ребёнок маркируется как плохой, заслуживающий такого отношения. Поэтому издевательства, насмешки, третирование часто становятся регулярными.
Что делать родителям
Травля проявляется физически и психологически. Часто в семье агрессора (буллера), который издевается над ребёнком или несколькими детьми, не складываются отношения.
Это проявляется в начальной и средней школе, но к выпускным классам подросток успокаивается. Это объясняется созреванием мозговых структур, ребёнок взрослеет.
Жертвой травли может стать любой ребёнок независимо от благоприятной обстановки в семье, родительской опеки. Нельзя оставлять без внимания эту ситуацию и смена учебного заведения не всегда является выходом из ситуации. Единственным вариантом бывает перевод школьника на домашнее обучение. Однако, чтобы решить полностью проблему, требуется комплексный подход совместно с родителями, учителем и одноклассниками.
Видимые проявления буллинга
Как понять, что ребёнок подвергается травле? Не всегда ребёнок-жертва делится сокровенным с родителями. Однако можно заподозрить неладное по изменившемуся нетипичному поведению. Например, беспричинные жалобы на головную боль или другие части тела, нежелание посещать учебное заведение. Внешние проявления бросаются в глаза, особенно если раньше такого не было замечено у ребёнка.
Родители ребёнка, над которым издеваются, часто не знают, как себя вести. Советы и обвинения в бессилии и слабоволии не приводят к положительному результату. Наоборот, ребёнок ещё больше замыкается в себе и не доверяет родителям. Необходимо разговаривать со своим ребёнком честно, строить доверительные отношения.
Ребёнок в силу возраста не может защититься от издевательств или унижения. Но существуют определённые нормы, которые необходимо закрепить на семейном совете.
Профилактика буллинга:
- Рассказывать все родителям и доверять им.
- Укрепление самооценки и собственной уверенности.
- Нельзя отвечать на жесткость злобой, беспощадностью или местью.
- Избегать ситуации, в которых предполагается травля или унижение.
- При наблюдении буллинга среди знакомых, необходимо сообщить взрослым или учителям.
Все идёт из семейных ценностей, от родительского воспитания. Агрессорами становятся дети, подвергающиеся семейному насилию или пережившие психологическую травму.
Социальные сети, чаты или сообщества в интернете часто не несут полезную информацию, а наоборот, являются местом тирании детей. Родителям рекомендуется проверять детские странички или просматривать историю в браузере.
Окружение ребёнка играет большое значение – необходимо анализировать круг общения. Всегда можно поговорить со своим чадом, поинтересоваться его делами или проблемами.
А вообще, с самого детства у школьника необходимо развивать навыки уверенного поведения и самоподдержки.
К сожалению, школьными разборками редко кто занимается, даже если проблема значительная. Дети просто привыкли молчать и безропотно все сносить, причём не без участия родителей. Отцы и матери не желают вмешиваться, считая, что в среднем образовательном учреждении нужно учиться, а не драться или ругаться. У них на все один ответ: «Ты сам виноват, вот и расхлёбывай». Но далеко не каждый может последовать данному совету и исчерпать конфликт мирным путем.