Ребенок не слушается, манипулирует вами и делает всё на зло…

Ребенок не слушается

Примерно в 2 года у малыша просыпается дух противоречия и он начинает проверять родительское терпение, причем каждый действует по-разному. Кто-то закатывает маме истерику прямо перед магазинным прилавком, требуя очередную конфетку, кто-то делает вид, что маму не слышит, когда та делает замечание. И любой наш отказ или согласие влечет за собой последствия, которые надолго закрепится в памяти ребенка.

Можно по-разному отреагировать на требования малыша: обидеться, заставить сделать то, что нужно, пристыдить, накричать или просить перестать. Но что бы мы ни сделали, нашу реакцию ребенок запомнит как вариант развития событий.

Дети начинают проверять мир тогда, когда начинают получать от него ответ. Это является основой изучения окружающих вещей, и нас в том числе. Ребенок обязательно должен знать, как вести себя в будущем при возникновении знакомой ситуации: раз мама взяла меня на ручки, когда я начал плакать, значит в следующий раз мне нужно начать плакать, чтобы меня взяли на ручки. Однако, если ребенок, который любит быть главным вдруг не получает того, на что рассчитывает, он теряется и в следующий раз подумает, как поступить: ныть или просто попросить, чтобы получить, что хочется.

Как справиться с манипуляциями

Часто причиной «манипуляций» и требований ребенка является чье-то поведение, например, других детей. Если ваш малыш увидит, что другие родители покупают своему чаду очередную игрушку, когда тот начинает истерить перед витриной, то вполне возможно, в следующий раз начнет истерику сам при желании что-то получить.

Именно в процессе взаимодействия с окружающим миром и строится модель будущего поведения. Ведь можно спокойно просить игрушку, а можно кричать, можно побить сверстника и отобрать у него машинку силой, а можно выменять на что-то другое, можно погладить кота, а можно дернуть за хвост. Причем реакция со стороны на такое поведение у ребенка зафиксируется и в дальнейшем модель «мое поведение-их реакция» ребенок будет применять все чаще.

Например, «я кричу – меня берут на ручки (покупают игрушку, конфетку и т.д.)». То есть, малыш будет знать, какие действия нужно совершить для получения чего-то. Если реакция со стороны подтверждается неоднократно, то в мозгу формируется устойчивая нейтронная связь. Мозг взрослого состоит из множества таких нейронных связей: мы знаем, а иногда просто предполагаем, как необходимо поступить в какой-то ситуации. Мы часто забываем, что образ мышления и поведение в той или иной ситуации – это результат работы головного мозга по созданию устойчивых нейронных связей. Можно сказать, что такие связи и создают некоторые привычки. Причем, чтобы не наступать на одни и те же грабли, иногда нужно поступать по-другому, так сказать учиться на своих ошибках, что-то менять в своей жизни.

Но в воспитании ребенка необходимо быть последовательными, а главное — не уступать и не давать слабину. Если ребенок поймет, что вы иногда можете отступить от правил, то уважать вас особо не за что и будет просить / клянчить / ныть / кричать, чтобы получить желаемое. Но если ребенок четко усвоит, что вы непоколебимы, то в следующий раз не пойдет на «крайние меры», так как будет знать, что это бесполезно.

Нытье как способ получить желаемое

Детское нытьё — самое настоящее испытание для родительского терпения. При этом ребёнок гнусавит, тянет гласные и делает очень несчастное лицо. И не важно, что стало причиной — желание получить новую игрушку или отказ от нелюбимого блюда — в этот момент ребёнок становится невыносим.


Нытьё — это один из способов для ребёнка настоять на своём. Положение усугубляется тем, что родители, пытаясь избежать истерики и слёз, идут на поводу у детской просьбы. Получается замкнутый круг: ребёнок ноет — родители сдаются — а раз тактика сработала, то и в следующий раз ребёнок будет к ней прибегать. И всё по новой…

Нытьё — один из способов выразить своё недовольство. Дети прибегают к нытью примерно в возрасте трёх лет, до этого малыш обычно закатывает истерики, падает на пол и кричит во всё горло, если что-то случается не по его. Малыш уже достаточно развит, чтобы возражать, но эффективно использовать свой словарный запас ещё не умеет. Чем лучше развита речь у ребёнка, тем легче ему выразить своё недовольство, не прибегая к нытью. Но даже уже подросшие дети иногда могут ныть, если они голодны или устали. Нытьё помогает внести больше драматизма и «приукрасить» происходящее.

Что делать?

Некоторые родители, чтобы ребёнок просто от них отстал и перестал ныть, идут ему на уступки, мотивируя тем, что нытьё может перерасти в истерику. Но это не выход, так как такая тактика поведения может закрепиться: родителям придётся уступать снова и снова, а ребёнок будет использовать такое поведение, чтобы добиться желаемого.

Дети могут прислушаться, если заметят, что их понимают. Достаточно просто сказать: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен. Давай ты успокоишься и расскажешь мне, что ты хочешь. Когда ты ноешь, я перестаю тебя понимать.» Если ребёнок не хочет слушать и продолжает ныть, дайте ему время успокоиться. Просто уйдите в другую комнату или займитесь своими делами — так малыш поймёт, что такая тактика не срабатывает и быстрее утихомирится. А также научится выражать свои мысли и желания обычным тоном.

Почему дети игнорируют наши слова?

Случалось ли вам, разговаривая с ребёнком, замечать, что тот упорно не хочет обращать внимания на ваши слова? Что это — упрямство или каприз? А может, малыш просто не может понять, что вы от него хотите? Или ваши слова идут вразрез с его интересами и задевают самолюбие. И, наверняка, вы пытаетесь сказать ему нечто важное?

Иногда проблема игнорирования слов взрослого может носить физиологический характер. Причиной может стать нарушение слуха, трудности с пониманием или нарушение внимания. Обычно такие особенности легко выявляются в раннем возрасте. Но что делать, если вы уверены, что ребёнок вас слышит, но притворяется глухим?

Обычно, возможные отклонения можно заметить ещё в возрасте первых двух лет жизни малыша: если карапуза не интересуют музыкальные игрушки или он не вздрагивает от резких и громких звуков. Чтобы выявить проблемы со слухом, необходимо пройти в поликлинике аудиограмму.

И если физиологических проблем со слухом нет, то игнорирование слов родителей в этом возрасте может быть связано с несформированностью внимания, что считается нормой для деток до двух лет. Просто иногда кроха занят чем-то настолько, что не слышит, что происходит вокруг. И родителям придётся постараться, чтобы привлечь внимание малыша к своим словам. Можно использовать тактильный контакт, погладить по головке или по спинке и повторить свои слова, глядя ему в глазки.

Вместо скучных «Пора домой» или «Сейчас будем кушать» можно использовать игровые формы: «Кто первый добежит до подъезда» или «Сейчас к нам в гости придёт мистер Бутерброд!». При этом необходимо избегать криков, ведь, даже если вы повторите свою фразу несколько раз, а потом повысите голос, то малыш просто не поймёт, почему мама рассердилась.


Детки после трёх лет уже способны понять, что притворяясь глухим, можно избежать многих неприятных вещей. Например, если не откликаться на призыв убирать игрушки, то можно поиграть ещё как минимум пять минут. Но эту детскую хитрость можно легко раскусить, достаточно громко заговорить о том, что ребёнок любит: вместо «Иди чистить зубы» сказать «Ой, кто это тут оставил целый пакет конфет?» — и можете быть уверены, что ваши слова не останутся неуслышанными. Как только кроха прибежит посмотреть — повторите ему ту фразу, которую он игнорировал.

А ещё можно, посмотрев, малышу прямо в глаза, сказать: «Я знаю, что ты меня слышишь. Если через пять минут ты не будешь сидеть за столом, тебе не достанется десерта».

Также можно попытаться поставить малыша на ваше место и если он начнёт просить вас поиграть или почитать книжку, упорно игнорировать его просьбы. А затем объяснить, что вы чувствуете то же самое, когда он притворяется глухим.

Не стоит забывать и о других причинах игнорирования. Например, даже пятилетний малыш может просто не понимать вашу речь: одни слова понимает, другие — нет. У таких детей просто не развит фонематический слух — способность различать звуки речи, более сложные, чем бытовые и природные звуки. А так как по мере взросления ребёнка речь родителей, обращённая к нему, становится более сложной, то в результате ребёнок воспринимает вашу речь, как иностранную. А многие дети сами додумывают тот смысл, который не разобрали в чужих словах.

Проблемы с фонематическим слухом можно решить с помощью занятий с логопедом или специальных игр, направленных на развитие фонематического слуха (такие игры, как «Города», «Имена», «Эхо»).

Если проблема игнорирования ваших слов появилась у первоклассника или в чуть большем возрасте, это может быть попыткой привлечь ваше внимание, например, после ваших недовольных высказываний по поводу его оценки. Отвернувшись, ребёнок надеется, что вы смените гнев на милость и сделаете первый шаг к примирению. А ещё это может быть попыткой высказывания своего несогласия с какой-либо ситуацией и неумением описать свои чувства и эмоции.

Попробуйте вслух проговорить проблему: «Я знаю, что тебе нелегко переходить в другую школу и расставаться со своими друзьями, но ты сможешь видеться с ними, когда захочешь, да и завести новые знакомства.»

Попробуйте снизить напряжённость ситуации с помощью шутки, убедить ребёнка в том, что вам не безразлично его настроение. Когда атмосфера между вами чуть разрядится, вы сможете поговорить.

Ну а если ничего не помогает и ребёнок продолжает игнорировать вас и ваши слова, просто оставьте его на время одного. Скажите, что готовы подождать, пока он успокоится и захочет поговорить.

Если ваши слова проносятся мимо ушей подростка, то в этом кроется серьёзная проблема. Причина — стремление к независимости. Конечно: ведь он уже достаточно взрослый, чтобы возвращаться домой поздно и проводить время у друзей в гостях. А тут вы со своим родительским контролем.

Все ваши запреты уже должны быть аргументированы, при этом доводы подростка также не должны остаться без внимания. Разговор необходимо вести на равных. Также не забывайте о тоне разговора — подростки чувтствуют, когда на них явно давят. Не пытайтесь ссылаться на его неопытность. Если не можете пойти на уступку, создайте хотя бы её видимость.

Если никакие уговоры и разговоры на выросшего птенчика не действуют, дайте ему «глоток» взрослой жизни: пусть сам себе готовит, гладит и стирает. Но не стоит уточнять, что это воспитательные меры — вы всего лишь больше не будет вмешиваться во взрослую жизнь своего чада. Если взрослый — то во всём.

Почему малыш делает все назло?

В воспитании детей нет чётких правил. К каждому ребёнку нужен особый подход. Даже дети, выросшие в одной семье, имеют разные характеры и взгляды на жизнь. И порой поступки детей настолько шокируют родителей, что они не знают, что с этим делать. Но при этом забывают, что наши дети — это копия нас самих.

Очень часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их ребёнок делает вид, что не слышит родителей и делает всё назло. Такое поведение называют [i]негативизмом[/i]. При этом ребёнок может просто «не слышать» требования и просьбы родителей — это пассивный негативизм. А может явно протестовать, отзываясь на просьбу, но не делая положенного — это негативизм активный. Что может стать причиной такого поведения и как при этом вести себя родителям?


Родители, прежде всего, должны понимать, что дети — это те же взрослые со своими желаниями и потребностями. Иногда даже взрослый не может заставить себя сделать нужное в конкретный момент. Например, никому не хочется рано вставать, чтобы идти на работу, особенно когда на улице ливень. А что говорить о малыше, когда нужно просыпаться и идти в садик? Или почему ребёнок должен есть нелюбимую еду, если взрослые сами за него решают? Необходимо помнить о желаниях ребёнка.

Иногда негативизм — это проявление желания стать самостоятельным и независимым. Ребёнок растёт и развивается, ему хочется самому принимать решения. Конечно, родители привыкли думать и решать за него, когда он был маленький, но ведь он растёт! Малыш хочет сам решать, какие штанишки ему одеть на улицу, какую игрушку взять с собой на площадку, с кем играть. Поэтому родителям не следует всегда настаивать на своём и давать принимать решения своему ребёнку. Даже, если они кажутся вам простыми, для ребёнка — они вполне взрослые. Дайте ему капельку свободы.

В ежедневном общении с ребёнком не следует быть чрезмерно требовательными и жёсткими. Иначе как ребёнок будет учиться, если вы будете всегда принимать решения за него? Дети должны шалить, играть, совершать ошибки — именно это даёт им толчок развиваться дальше.

Домашние правила, чтобы их соблюдать, должны быть понятны и просты для ребёнка. Например, если ребёнок не съел весь обед — не получит сладкого. Просто правило у вас такое: нет основной пищи — нет сладостей. Не сделал уроки — нет компьтерных игр, получил плохую отметку — неделю без телевизора и т.д. Ребёнок должен сам решать, что получать. С растущим малышом необходимо привыкать вести себя без криков и угроз, которые не принесут ничего хорошего.

Давайте ребёнку чуточку свободы и тогда он перестанет делать вам назло.

Неординарное поведение ребёнка — признак таланта?

Учителя в школе не любят шалунов. Да и родителей неординарное поведение их отпрысков не радует — гораздо легче воспитывать детей с привычным поведением: тех, кто прилежно учится, делает всё, что мы им говорим, помогает дома. Но вот на пользу ли такое поведение самому ребёнку?


В нашем обществе хорошим ребёнком считают того, кто хорошо себя ведёт, точнее «правильно», так, как ожидают от него взрослые. С детства мы вписываем своих детей в какие-то рамки поведения, советуем не быть выскочками и не выделяться из толпы. Такие дети хорошо учатся, заканчивают школу с красными дипломами, а потом… растворяются в толпе. Почему?

Если ребёнок с детства будет делать всё по правилам, то оставшись без советов взрослых, он теряется. Но реальная жизнь диктует свои правила, которые не похожи на школьные или детсадовские. В повседневной жизни нам приходится решать массу нестандартных задач и, бывает, что без творческого подхода мы не справляемся.

Конечно, наши взрослые «нельзя» и «можно» продиктованы самыми благими намерениями, но также все мы знаем, куда ведут такие намерения. И, возможно, именно поэтому учителя в школе не терпят шалунов — если ребёнок имеет «наглость» высказать своё мнение, которое не совпадает с мнением взрослого, да ещё и не соблюдает правил приличия, то, по мнению учителей, он просто не может быть отличником. Отсюда и двойки по поведению и сниженные оценки по другим предметам.

Но дети, которые ведут себя «не по правилам», могут блеснуть эрудицией и сообразительностью, которые очень важны в повседневной жизни. Вырастая, они могут быстро сориентироваться во внештатной обстановке, принимать неординарные решения и не имеют внутренних барьеров, которые им мешают достигать целей.

Но это вовсе не означает, что из малыша нужно растить хулигана, который портит чужое имущество, таскает за хвосты животных и обижает младших. Просто будьте снисходительны к детским проступкам и шалостям. Если ребёнок будет всегда жить по указке, то выбраться из рамок потом будет очень трудно.

Когда-то известный психоаналитик и философ, Эрих Фромм говорил, что история человечества начинается с непослушания, имея в виду незаурядных людей, который пошли наперекор запретам общества и стали великими поэтами, учёными, художниками и писателями. Помните, что незаурядное поведение — это признак нестандартного мышления и таланта.

Кто вырастает из непослушных детей

К неожиданному открытию пришли немецкие ученые из Свободного университета Берлина. Специалисты утверждают, что непослушные дети в жизни обречены стать… миллионерами!

Если вы мечтаете, чтобы ваш ребенок вырос очередным Биллом Гейтсом или Рокфеллером, не стоит ругать или наказывать его за непослушание и шалости.

В исследовании, результаты которого оказались удивительными, немецких ученых приняли участие более 745 человек. Исследователи в один голос утверждают, что пай-мальчики и пай-девочки не могут во взрослой жизни похвастаться большими доходами, а вот те ребятишки, которые не отличаются послушанием и частенько выводит родителей из себя, имеют все шансы стать очередным олигархом.

Ученые высказали две возможные причины, объясняющие эту закономерность. Первая: упрямые и непослушные дети чаще добиваются желаемого, так как более настойчивы, например, в разговоре о повышении зарплаты или когда приходится торговаться с клиентом. Вторая причина закономерности: для непослушных детей правила не важны, они во взрослой жизни часто нарушают их или находят способ, как обойти, при этом всегда открывают что-то новое.

«Нарушение устоявшихся правил и сопротивление перед авторитетом родителей являются отличными предсказателями более высоких заработков», – констатировали сотрудники университета.

Так что если в следующий раз ваш маленький проказник разобьет «нечаянно» тарелку, испачкает ваше любимое платье или подстрижет кошку, не спешите его ругать. Именно так ребенок познает мир, открывая для себя что-то новое и учится, где можно обойти правила без последствий, а где здорово получит.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий