Как научить ребенка пересказывать текст

Как научить ребенка пересказывать текст

Проблема с пересказыванием прочитанного встречается довольно часто у детей младшего школьного возраста. При этом скорость и техника чтения на процесс понимания и запоминания не влияет. Бывает так, что первоклассник, который бегло читает текст, не может потом пересказать его. Как с этим справиться?

Конечно, тренироваться. И начинать нужно уже лет с 3-4, когда малыш способен понять сказку и запомнить её. Конечно, сначала можно «отрабатывать» на более простых сказках: «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка» и т.д. Когда не в первый раз читаете ребёнку знакомую сказку, задавайте простые вопросы: «А теперь что сделает Колобок?», «Что скажет лиса?», «С какой птицей подружится Дюймовочка?». Такие вопросы заставляют малыша следить за сказкой и запоминать её действие. К тому же, ответы на простые вопросы — это своего рода логопедические упражнения для ребенка. Если в книге имеются картинки — очень хорошо. Картинки запоминаются детьми значительно лучше услышанной информации. Постепенно ребёнок научится запоминать сюжет сказки и пересказывать его своими словами.

Но что делать, если проблема с пересказыванием прочитанного или услышанного возникла уже в школе? Придётся пройти ускоренный курс. А вместе с умением пересказывать вы разовьёте в ребёнке и наблюдательность.


Самый простой способ, это игра «Я вижу». Идя по улице, называйте с ребёнком предметы, которые видите и обязательно их свойства. Например: «Я вижу дворника, у него зелёная куртка», «Я вижу собаку, это такса», «Я вижу дом, у него красная крыша и четыре окна». Называть можно всё, что угодно (правда, если речь идёт о людях, говорите потише). В такую игру лучше играть как можно чаще — так малыш научится наблюдать и фиксировать информацию.

Как развить слуховую память

Слуховая память имеет огромное значение в развитии ребёнка. Ведь, в школе придётся всю информацию не только слышать, но и обрабатывать, запоминать. А, думая, что ребёнок не может сделать так, как его просят, потому, что не слушается — большая ошибка. У таких детей просто недостаточно развита слуховая память — они не воспринимают сказанное, не помнят и не могут проанализировать услышанное. Отсюда и проблемы в школе.
Речь идёт вовсе не о самой способности слышать или тугоухости. Даже дети с нормальным слухом могут иметь проблемы с обработкой услышанной информации. Обработкой услышанной и увиденной нами информации занимается мозг — именно он отвечает за преобразование и сохранение услышанной информации для дальнейшего использования.

Прежде всего, мозг определяет, откуда идёт звук, разбирает и идентифицирует каждый отдельный звук. Он должен быть в состоянии выбрать основной звук из фонового шума, заполнить пробелы, если части звука не хватает. Если все эти этапы выполнены верно — информация воспринимается правильно и в полном объёме. Но если же на каком-то этапе возникнет проблема, то в обработке слуховой информации возникают проблемы.

Очень часто родители жалуются на то, что их ребёнок не слышит их или делает вид, не выполняет простые поручения. Обычно большую часть услышанного дети просто не слышат.

Проблемы со слуховой памятью у ребёнка проявляются невнимательностью, невозможностью сосредоточиться на конкретном задании, отвлекаемостью на посторонние шумы. Такие детки не могут принимать активное участие в жизни класса, у них ограничен словарный запас, структура построения предложения не очень правильная. Также ребёнок с недостаточно развитой слуховой памятью не сможет запомнить свой домашний адрес, телефон, день недели, ему очень трудно будет даваться заучивание стихов и слов песни.

У детей с хорошей памятью процессы запоминания и воспроизведения услышанной информации происходят естественно, без заучивания и необходимости вмешиваться.

Хорошую слуховую память можно развить у всех детей, не дожидаясь, когда появятся проблемы. Для этого с самого детства необходимо малышу читать стихи и сказки очень отчётливо, чтобы он успевал расслышать все звуки и обработать их. Как малыш подрастёт, пробуйте читать стихи, не договаривая окончания предложения — пусть сам продолжит его.


Проговаривайте все свои действия с самого рождения, даже, когда переодеваете его — пусть ребёнок учится связывать звуки с действием. С подросшим малышом играйте в игры, в которых нужно имитировать и ассоциировать звуки.

Если ребёнок не может с первого раза сделать то, о чём вы его просите, не нервничайте, а спокойно повторяйте инструкции до тех пор, пока малыш не услышит вас и не выполнит просьбу.

Если у ребёнка есть проблемы с построением предложений и пересказыванием текста, конечно, требуется консультация дефектолога и логопеда. Физиологические причины нарушения слуховой памяти необходимо устранять. В остальных же случаях родители в силах помочь своему ребёнку полноценно воспринимать и обрабатывать информацию.

Техника запоминания текста

Известно, что информация лучше запоминается, если её проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников. Самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал или прочитал — это записать её. Ученики старших классов и студенты пишут конспекты, но как быть с первоклассником?

Очень просто — рисовать (или делать аппликации). Зарисовывать можно любой простой текст. Для обозначения используются простые картинки, с которыми ассоциируется то или иное действие. Например, зарисуем такое предложение «Папа с Вовой вышли из дома и взяли с собой собаку Кляксу, но вскоре пошёл дождь и им пришлось вернуться домой». Ряд наших рисунков будет таким: две фигурки, дорога, собака (можно нарисовать кляксу, чтобы запомнить имя), зонтик с каплями, домик. После прочтения этого предложения пусть ребёнок, глядя на рисунки, расскажет, о чём шла речь. Со временем предложения пусть превращаются в короткие рассказы.

Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал прочитанное, а вникал в смысл и понимал, о чём речь. В этом помогут комментарии при пересказывании. Например, можно давать оценку героям сказки и их действиям: какие они — глупые, наивные, хорошие, плохие… Правильно ли они поступают? Что можно было бы ещё сделать? Комментарии к рассказу или сказке покажут, понимает ли ребёнок суть прочитанного и учит его формулировать своё мнение.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий