Адаптация к жизни «домашнего» ребёнка

Как приучить ребенка к обществу

Большинство родителей даже не сомневаются, стоит ли отдавать ли кроху в детский сад. А как иначе — ведь, этот путь прошло не одно поколение ребятишек. Но не все современные мамы готовы доверить своего малыша чужому человеку.

Ещё совсем недавно детский сад был обязательной ступенькой в образовании детей. Да и выбора особенно у наших мам не было: отпуск по уходу за ребёнком был совсем недавно продлён до трёх лет, и социальная адаптация малыша начиналась уже с яслей.

Родители останавливали свой выбор на том детском садике, который был ближе к дому. А программа развития малышей была во всех дошкольных заведениях одинаковой. И становился детский сад для ребёнка вторым домом…

Раньше считалось, что «домашний» ребёнок обречён столкнуться со многими проблемами, касающихся как социальной адаптации, так и здоровья. Сейчас многое изменилось: в государственные и муниципальные сады не так легко попасть, записываться необходимо сразу после рождения крохи, группы переполнены, да и появилось большое разнообразие других дошкольных учреждений. Это и садики, работающие по системе Монтессори или Никитиных, и всевозможные центры раннего развития.


Поэтому современные «домашние» дети не выглядят «белыми воронами» на фоне садиковских детей. А при желании, правильно организовав образовательный процесс, из домашнего воспитания можно вынести больше пользы, чем считалось ранее.

Проблема 1: В центре внимания

Ребёнок, находящийся дома, привык был в центре внимания: мама готовит для него любимые блюда, папа играет лишь с ним, а бабушка только его балует подарками. Положение усугубляется, если в семье растёт единственный ребёнок — он не привык делиться ни с кем. В школе такому ребёнку трудно будет понять, почему другие дети могут быть лучше него. И у него много времени уйдёт на то, чтобы завести друзей и наладить отношения со сверстниками.

Решение: ваш малыш должен общаться со сверстниками. Это могут быть соседские детишки или ваши подруги, у которых тоже растёт домашний первенец. Это могут быть дети с детской игровой площадки или с центра раннего развития.

Проблема 2: Не только родители

Большинство родителей с недоверием относятся к другим взрослым, которые появляются в жизни малыша: первая воспитательница, первая учительница, няня. Да и постоянная опека и контроль над жизнью ребёнка тоже не принесёт хорошего в будущем.

Решение: позвольте общаться с другими взрослыми. Это могут быть соседские бабушки, спрашивающие вашего чада, как дела. Или ваши друзья, приходящие в гости. Или педагоги в центре развития. Пусть малыш учится общаться с окружающими его взрослыми (но это не значит, что не нужно учить его общению с незнакомцами).

Проблема 3: Развитие

Раньше программа развития во всех садах была одинакова — рисование, лепка, начальные знания по математике и окружающему миру. Современные сады расширили эту программу и детишки, приходя в первый класс, уже умеют читать, считать и писать. А на родителей домашнего малыша ложится ответственность за его обучение.


Решение: запишите своего карапуза в центр раннего развития. Сейчас даже в небольших городах есть из чего выбрать. Одни центры уделяют большое внимание знакомству с окружающим миром, другие учат читать и писать, третьи специализируются на развитии творческих способностей. К тому же, сейчас очень много пособий, книг и готовых тетрадей для обучения.

Проблема 4: Уделяем внимание здоровью малыша

У садиковских детей весь день расписан по часам, немало времени уделяется и прогулкам на свежем воздухе.

К тому же, попадая в коллектив, малыш сталкивается с различными вирусами и адаптируется в раннем возрасте. А домашние детки лишены такой возможности и, практически весь первый класс обречены проболеть.

Решение: закаляйте малыша. Приучайте его делать зарядку с утра, заниматься спортом, запишите в спортивную секцию. Это может быть и бассейн, и каток, и бальные танцы, и гимнастика. Современные кружки, в зависимости от направления, принимают детей уже с 3-4 лет.

В любом случае, посещает ли ваш малыш детский сад или проводит время с вами, ему необходим режим — распланируйте ваш график таким образом, чтобы в нём было место и для игр, и для посещения развивающего центра, и для прогулок на свежем воздухе.

Ближе к школе максимально подстраивайте его график под школьный режим. Начинайте будить чуть пораньше, включайте выполнение домашних заданий. И тогда ребёнок не будет чувствовать себя «белой вороной» среди садиковских детей.

Доверяй, но проверяй?

Современные методики развития все, как одна утверждают: «Дайте детям больше свободы», «Развивайте в ребёнке самостоятельность», «Давайте малышу свободу выбора». Но не навредит ли ребёнку отсутствие контроля взрослых? Если не контролировать, будет ли ребёнок правильно принимать решения, не будет ли ошибаться?

Так кто из родителей прав? Те, кто считают, что необходим максимальный контроль, или те, кто доверяет в выборе своему чаду?

С другой стороны, разве можно доверить малышу 2-3 лет выбор одежды, еды или игрушек? А старшеклассника стоит ли заставлять одевать что-то конкретное или с этим вопросом он справится сам?

Несомненно, уровень контроля должен зависеть от возраста ребёнка. В детсадовском возрасте под контролем родителей находится почти всё: как малыш одет, что ест, с кем и где играет. Излишняя гиперопека в этом возрасте может привести к тому, что ребёнок может стать эгоистом — ну а как же: ведь, окружающий мир крутится вокруг него… В будущем такие дети не смогут принимать решения самостоятельно и будут зависеть от мнения окружающих.


В более позднем возрасте, в школе, уровень контроля уменьшается. Ребёнок уже может принимать самостоятельные решения, но с помощью взрослых. Именно в школьном возрасте и формируется способность детей контролировать свои поступки. Главная задача родителей — не мешать ребёнку в принятии тех решений, которые он может принять. Но это не значит, что нужно полностью отстраниться от детских проблем и жить своей жизнью. Например, не стоит разрешать ребенку играть сутками в компьютерные игры, иначе у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость. Родительский контроль должен заключаться не в принуждении или навязывании своего мнения. Иначе ребёнок перестанет родителями рассказывать о важных событиях в его жизни.

Чем старше становится чадо, тем больше свободы ему необходимо для принятия решений. Но и лишать контроля тоже не стоит, иначе о проступках детей родители могут узнать от чужих людей.

Именно в соотношении «доверие-контроль» иногда трудно найти золотую середину. Иногда родителям трудно принять, что их ребёнок уже вырос и сам может принимать решения. Поэтому к процессу контроля необходимо подходить комплексно: решить, что и как нужно контролировать и каким образом, чтобы не навредить. И ни в коем случае нельзя осуждать ребёнка за правду, иначе со своими проблемами он больше к родителям не придёт. Подорвав однажды его доверие, вернуть его будет не просто.

Как воспитать в ребёнке решительность?

Почему все взрослые такие разные? Одни очень уверенны в себе, даже слишком, другие — наоборот, слишком поддаются чужому влиянию, а сами принять решение не в силах. Все причины спрятаны в их детстве: от того, в какой обстановке они росли и какие отношения были с родителями, зависит личность человека. Ведь любой малыш может быть решительным и уверенным в себе. Но для этого ему нужна помощь и поддержка.

Родителям необходимо прислушаться к своей интуиции в вопросах воспитания, внимательно наблюдать за малышом и проявлять терпение во многих вопросах.

Вместо того, чтобы силой исправлять характер карапуза, ищите в нём положительные качества. Если кроха взялся за что-то, но у него не получилось, обязательно подбодрите его: скажите, что он уже совсем взрослый и в следующий раз всё обязательно получится.


Постоянно говорите крохе, какой он замечательный и как сильно вы его любите. Это поможет ребёнку обрести уверенность в себе и собственных силах.

Нельзя вслух сравнивать кроху с другими малышами и приводить кого-то в пример. Это не только не вызовет позитивных изменений в характере карапуза — так вы его просто обижаете. Он не станет от этого смелее, а наоборот, почувствует себя неуверенным и замкнётся в себе.

Если ребёнок не хочет что-то делать в данный конкретный момент, не заставляйте его это выполнять (если речь не идёт о действительно важных делах), не нервничайте, не злитесь и не кричите на ребёнка. Предложите сделать это в следующий раз или через какое-то время.

Облегчите общение ребёнка с другими сверстниками — приглашайте в гости молодых мам с детками, запишите карапуза в школу раннего развития, чаще гуляйте на детских площадках.

Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий