» » Раннее или гармоничное?

Раннее или гармоничное?


Трудно объяснить причины возрастающей популярности раннего обучения. Что это: дань моде или веление времени? Нужно ли непременно стремиться к тому, чтобы воспитать юного гения? Всегда ли раннее развитие полезно? Давайте вместе попытаемся разобраться.

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. Левое полушарие мозга «дробит» целостный образ на знаки, систематизирует их, благодаря чему человек воспринимает мир как совокупность знаковых систем. Именно левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь, считать и разбираться в схемах и картах. Правое полушарие – интуитивно-образное, его работа строится иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как единое целое. Благодаря правому полушарию мы способны рисовать и наслаждаться живописью, сочинять и слушать музыку, испытывать озарения и творческие порывы.



В дошкольном возрасте, особенно младшем, более активно правое полушарие. С помощью чувств, эмоций и фантазии ребенок познает мир целостно, во всей полноте, не анализируя информацию и не раскладывая ее «по полочкам». Детский мозг чрезвычайно «пластичен». И если с малышом начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми, не уделяя при этом должного внимания эмоциональному развитию, левое полушарие начинает быстро развиваться, подавляя при этом нормальное развитие правого. И если правое, «творческое», полушарие так и осталось недостаточно развитым, малыш будет умело и ловко пользоваться буквами, числами, нотами, фактами, но его шансы стать выдающимся художником, музыкантом, ученым – уменьшаются. Ведь для любой творческой работы требуется то иррациональное, что сокрыто в деятельности правого полушария нашего мозга, – загадочная, непостижимая интуиция.

Творческая спонтанность

Эти «подводные камни» раннего обучения можно обойти, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга ребенка работали гармонично и сбалансировано. «Но как же развивать творческие способности? – часто спрашивают родители. – Подскажите, по какой методике нужно заниматься, в какие игры играть?» На самом деле, никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому стоит думать не о методиках, а о создании условий для спонтанной творческой игры.

Пусть у ребенка будут обычные, ничего не «развивающие», но такие любимые куклы, плюшевые мишки, машинки и даже пистолеты с автоматами. Предоставьте малышу возможность играть в игры с водой, песком, глиной, красками. Пусть ребенок свободно использует в игре разнообразные бытовые предметы (конечно же, если они не представляют ценности и не таят в себе опасность): строит дома из картонных коробок и селит в них человечков, сделанных из бельевых прищепок, мастерит из старых занавесок наряды, а из принесенных со двора палок – мечи и луки.

Никогда не отрывайте малыша от самостоятельных игр или игр со сверстниками, даже если вы собираетесь предложить ему сверхполезные развивающие карточки, кубики или головоломки.

Развиваемся играючи!

Жизнь ребенка вообще немыслима без игры. Фантазия малыша преображает мир, населяя его эльфами и говорящими мышами, создает невидимый город на ковре, а вас самих превращает в добрых, всемогущих волшебников. Не спешите увести кроху из этого зачарованного мира. Если ваш пятилетний ребенок с серьезным видом объясняет, что ветер возникает при перемещении воздушных масс из зоны высокого давления в зону низкого, впору не умиляться, а задуматься... Ведь такой малыш «пропускает» прекрасный период жизни, когда ветер дует оттого, что качаются деревья!

Обучая ребенка, вы должны знать: любые развивающие игры и занятия должны вписываться в игровое пространство малыша. Например, можно сложить из кубиков или другой головоломки торт для ослика Иа, у которого сегодня день рождения. Или помочь зверюшкам спрятаться от серого волка, закрыв окошки ставенками из геометрических фигур. Построить дорогу в Изумрудный город из разноцветных кружочков, располагая их в заданной последовательности – ведь иначе Элли и ее друзья не попадут к могущественному Гудвину! Или самостоятельно прочесть волшебное слово, которое поможет расколдовать Спящую красавицу. Быть может, кому-то покажется, что выдумывать каждый раз новые истории слишком утомительно. Но вам, скорее всего, и не придется сочинять богатую «программу»: дети с упоением играют день за днем в одни и те же игры. Достаточно иметь в запасе несколько любимых сюжетов и периодически чередовать их. Кроме того, можно просто «встраивать» игры в сюжеты сказок или мультиков, которыми в данный момент увлекается малыш. Ведь так интересно придумывать новые приключения любимых героев, помогать им спасаться от опасности, разгадывать хитроумные головоломки!



«Так все-таки, – спросите вы, – полезно раннее развитие или нет?» Конечно же, да! Если мы понимаем под ним формирование у малыша способности самостоятельно творчески мыслить. Если мы учитываем гармоничное развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей. Если раннее развитие не мешает формированию нравственных ценностей, не разрушает эмоциональный мир ребенка, не превращает яркие мгновения дошкольного детства в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным конкурсам, просмотрам и выступлениям.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга не вызывают сомнений: разумная гармония – это своеобразный «ключик», позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Но не стоит забывать и о физических упражнениях, когда предпочтёте посадить ребенка строить домики вместо ловли бабочек во дворе с другими детьми. Уже научно доказано, что влияние физических упражнений на умственное развитие детей значительно.






Детский психолог семейного центра «Островок тепла», ведущая программы «Страна умных игр», член Гильдии психотерапии и тренинга г. Краснодара Елена ИВАНЧЕНКОВА
Журнал «Топ-Малыш», май № 3 (33) 2009
Тэги: полушарие, ребенка, развитие, малыша, мозга, малыш, ребенок, раннее, способности, можно, творческие, головоломки, Пусть, превращает, Детский, полушарий, город, ветер, заниматься, левое
Просмотров: 2160 Дата: Комментариев: 0 Автор:
записи по теме:
последние новости сайта

Что делать, чтобы машинки не терялись? Мальчишки всех возрастов обожают машинки – большие и маленькие, гоночные и строительные, металлические и пластмассовые. По итогам прошлого года самыми покупаемыми автомобильчиками ...

Заболевания печени у детей Заболевания печени у детей могут возникнуть в любом возрасте, даже у новорожденного. Причинами могут быть как физиология, опухоли, так и заражение вирусами. Так, например, желтушк...

Изготовление именинных тортов на заказ Изготовление тортов на заказ – это возможность получить уникальное сладкое блюдо. Выбор ингредиентов всегда согласуется с клиентами, поэтому при необходимости можно купить низкокал...

Острый трахеит: симптомы, диагностика и лечение Трахеит — воспаление слизистой вышележащих дыхательных путей. Чаще всего, возникает вследствие инфекционных процессов, вызванных вирусами и бактериями. Существует острая форма этог...

Варикозные узлы на ногах В результате такого серьезного заболевания как варикоз на ногах появляются различные образования венозного характера. На определенной стадии заболевания возникают признаки болезни ...

Как удалить пластилин с одежды и текстиля Несмотря на то, что в последнее время появилось достаточно разнообразных материалов для лепки (гипс, полимерная глина), пластилин остается наиболее востребованным и популярным для ...

Добавление комментария
Прежде чем оставить ссылку в комментариях, помните: все комменты, содержащие спам - ПРОВЕРЯЮТСЯ и УДАЛЯЮТСЯ!
 
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Введите два слова, показанных на изображении:


помощь детям
обои-календарь. декабрь 2016
мы в сети: