Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для органов, участвующих в образовании речи: языка, губ, щёк, нижней челюсти.
Обычно с помощью артикуляционной гимнастики логопеды исправляют дефекты речи у дошкольников или ребят более старшего возраста с различными нарушениями речи.

Известно, что произношение того или иного звука происходит с помощью определённого положения языка, губ или челюсти. Упражнения из артикуляционной гимнастики направлены на помощь этим органам: улучшение подвижности, приучение к определенному положению, усиление движений.

Зачем нужна консультация специалиста

Даже, если родители сами знают, в каких звуках проблема у ребёнка, специалиста все же нужно посетить. Обычно рекомендуют посещение логопеда в 1,5-2 года, при наличии проблем – повторно в 4 года. Именно к этому возрасту уже видно, какие звуки ребёнок произносит правильно, а с какими придётся работать. Но опять же – подобрать необходимые упражнения в зависимости от проблемных звуков и показать, как они выполняются, может только специалист.


С одной стороны, логопед — это педагог, который, устраняет нарушения речи, учит правильно произносить звуки, слоги, слова, помогает минимизировать следствия физических недостатков (безболезненно растянуть подъязычную уздечку, которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р, вследствие чего развивается картавость). В тоже время, можно сказать, что логопед, все-таки врач, так как он работает с патологиями в развитии речи.

И помните – чем раньше родители начнут заниматься, тем легче будет исправить звукопроизношение.

Как заниматься

Артикуляционная гимнастика – как и любая другая гимнастика, требует определённых усилий и времени от родителей. Заниматься нужно ежедневно по 10-15 минут (можно разделить на 2 раза по 5-7 минут). Занятия проводить лучше в игровой форме, используя не более 5 упражнений за раз. Можно в эти упражнения включать 1-2 новых, но не больше.

Для занятий родителям понадобится зеркало – либо напольное большое, либо ручное по размеру лица ребёнка. Взрослый сначала показывает упражнение перед зеркалом, затем его повторяет малыш. Следить за выполнением можно как перед зеркалом, так и лицом к лицу. Для более чёткого и легкого выполнения можно применить счёт.

Что собой представляет артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет

  • Улыбка. Растянуть губы в улыбке как можно шире. Губы сомкнуты, зафиксировать положение на 5-10 секунд.
  • Перекрыть верхними зубами нижние и улыбнуться так, чтобы все зубы были видны. Удерживать 5-10 секунд.
  • Набрать в рот воздух и надуть щеки. Удерживать 3-5 секунд.
  • Надувать щеки по очереди, удерживая в каждом положении по 3-5 секунд. Повторить 7-10 раз.
  • Втянуть щеки внутрь, удерживать 5-10 секунд.
  • Показать звук лопнувшего Шарика: разомкнуть зубы, а губы плотно сжать, надуть щеки и хлопнуть по ним – воздух выйдет громко и резко.
  • Высунуть расслабленный широкий язык наружу (для ребёнка можно привести сравнение с язычком у собачки), удерживать 5-10 секунд.
  • Свернуть губы трубочкой(не размыкать) и выставить вперёд как можно дальше.
  • Свернуть губы в трубочку так, чтобы приоткрылись верхние резцы, зубы сомкнуты. Изобразить «бублик», удерживать 3-5 секунд.


Все упражнения чередуются между собой, фиксируя положение на 3-5-10 секунд. Постепенно время между упражнениями сокращается и темп переключения с одного упражнения на другое ускоряется.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет

Упражнения артикуляционной гимнастики для пятилеток более сложные, чем для малышей. Ребёнок уже лучше понимает, что от него хотят, больше старается и легче выполняет поставленные задачи. Темп упражнений и их количество увеличивается. Кроме предложенных логопедом упражнений дома можно выполнять следующие:

  • Пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики.
  • Зажав нос, надувать щеки. Сначала одновременно, потом по очереди.
  • Завернуть язык наверх, словно он сворачивает блин, и прижать его верхними зубами.
  • Произносить гласные звуки протяжно, на выдохе.
  • Приоткрыть рот и побарабанить языком по верхним зубам.
  • На одном выдохе произносить слитно несколько гласных звуков подряд.
  • Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
  • С запрокинутой головой изобразить, как надо полоскать горло.

Логопедические упражнения для постановки звука «р»

Звук «р», наверное, самый трудный звук для ребёнка. Особенно, если имеются проблемы с физиологией. Так, самым главным препятствием на пути правильного произношения звука может стать укороченная уздечка (под языком). Большинство логопедов (особенно старой закалки) советуют делать подсечку подъязыковой уздечки, чтобы ребенок без проблем читал книжки в будущем. Конечно, данный метод необходим, когда речь ребёнка практически сформировалась и можно явно определить, с какими звуками у него проблемы.

Делать подсечку целесообразно, когда у ребёнка возникают проблемы с питанием (грудничку очень трудно сосать), а в более позднем возрасте не даются такие звуки, как л, р, ш, ж, то есть, которые требуют подъёма языка.


В остальных же случаях уздечку можно растянуть специальными упражнениями. Однако, родителям необходимо учесть, что как и любые другие упражнения, логопедические требуют много времени и усилий. Причём заниматься нужно ежедневно, без перерыва, только тогда они принесут результат.

Упражнения для губ

  • Трубочка. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Зубы также сомкнуть. Если у ребёнка плохо получается, можно попробовать дотянуться губами до конфеты или взять её.
  • Бублик. Губы округлить и шёпотом произнести звук О, немного вытянуть вперёд. Это упражнение делается одними губами без напряжения. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
  • Заборчик. Улыбнуться без напряжения, обнажить передние верхние и нижние зубы, как бы поизнося звук И.
  • Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы не дрожал. Держать 10-15 секунд.

Упражнения для языка

  • Чашечка. Рот широко открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Немного приподнять края языка, не касаясь верхних зубов, чтобы получилась чашечка. Удерживать 10-15 секунд.
  • Иголочка. Рот открыть, высунуть язык вперёд как можно дальше, сделать узким, удерживать 10-15 секунд.
  • Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх, подуть через трубочку. Выполнять медленно 10-15 раз.
  • Часики. Узкий язык высунуть, тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком под счёт взрослого. Выполнять 15-20 раз.
  • Лошадка. Присосать сильно язык к нёбу, затем резко оторвать. Выполнять медленно и сильно так, чтобы тянулась подъязычковая уздечка. Проделать 10-15 раз.
  • Грибочек. Присосать язык к нёбу, удерживать 10-15 секунд, оторвать. Следить, чтобы челюсти не смыкались. Повторять 7-10 раз.
  • Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз.
Оцените статью
Для детей и их родителей
Добавить комментарий