» Заповеди Марии Монтессори

Заповеди Марии Монтессори

Опубликовал: ,

Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

Будь неустанным, повторяя ребенку презентации (показы), от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.

В чем состоит счастье учителя?

В одной из российских школ Монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения методов экспериментальной педагога и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учителя верят, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Для Монтессори-учителя характерно отступать на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика «помоги мне это сделать самому».

Если педагоги стремятся к освобождению детей и хотят увидеть естественные проявления их наклонностей, это не означает, что им следует сесть в углу классной комнаты и просто наблюдать происходящее. Ясно, что никакого освобождения ребенка не произойдет. Любой эксперимент требует подготовки. Прежде чем пустить детей в класс, Монтессори-учитель подготавливает специальную среду, в которой он будет наблюдать детей, и специальные предметы для их свободной деятельности.

Монтессори-учитель придает организации специально подготовленной среды большое значение, так как истинная свобода человека сопряжена с освоением им культурного пространства, которое значительно расширяется, если педагог заранее профессионально обдумывает его. У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимулами, и освобождение его духа приходит само собой, естественным путем без каких-либо взрослых вмешательств и, специальных педагогических приемов.

Но каждый культурный предмет, придуманный человеком, имеет точное назначение и требует определенного обращения. Как в прочем и достояние живой природы, где все обусловлено и подчинено высшим законам. Никто, кроме взрослого, не может показать ребенку, как в мире людей обращаются с той или иной вещью, обозначить смыслы природных явлений. В группе детского сада Монтессори или школьного класса на полках стоят десятки предметов, которые в состоянии презентовать только профессиональный Монтессори-педагог, потому что в большинство из них вложен именно дидактический смысл. В точности каждой демонстрации, осмысленности отдельного движения руки, понимании того, что может произойти в душе ребенка, когда он прикоснется к чаше с водой, книге, листу бумаги, заключено мастерство Монтессори-учителя.

Как будет вести себя Монтессори-учитель во время занятия музыкой, если один из детей скажет: «Я хотел бы сочинить музыку, но пока не умею играть на флейте»? «Тогда ты будешь показывать свое сочинение». Движение ручек вверх означают высокие звуки, вниз - низкие. Тонкие переборы пальцев – музыкальные трели. Ребенок показывает руками сочиненную им музыкальную фразу. Но музыка должна звучать. И учитель подносит к губам флейту, чтобы воспроизвести произведение, рожденное здесь и сейчас одновременно в душе ребенка и в исполнении учителя-мастера. Ведет ребенок. Он внутренне ощущает свое положение ведущего, имеет абсолютную возможность самораскрытия, музыкальной рефлексии. Ведь это его музыка! Учитель позади, он словно слит с инструментом, но без его умения импровизировать на флейте никто бы не понял, не расслышал маленького композитора…

Смею утверждать, что педагогика Марии Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям, дидактам и лишь в малой степени к историкам. Она наводит на серьезные размышления о смысле работы учителя, педагога-исследователя, психолога, о сознательном материнстве и отцовстве. «Мой метод, – пишет Мария Монтессори, – привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав – это и есть моя цель… Ребенок – человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, – все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить»

Читать также:

Методика Марии Монтессори.
Кто такая Мария Монтессори? Биография.
Заповеди и принципы воспитания М.Монтессори.
Развитие речи и интуитивного письма.
"Свободные дети".

Просмотров: 13144
распечатать
последние новости сайта

Заболевания печени у детей Заболевания печени у детей могут возникнуть в любом возрасте, даже у новорожденного. Причинами могут быть как физиология, опухоли, так и заражение вирусами. Так, например, желтушк...

Изготовление именинных тортов на заказ Изготовление тортов на заказ – это возможность получить уникальное сладкое блюдо. Выбор ингредиентов всегда согласуется с клиентами, поэтому при необходимости можно купить низкокал...

Острый трахеит: симптомы, диагностика и лечение Трахеит — воспаление слизистой вышележащих дыхательных путей. Чаще всего, возникает вследствие инфекционных процессов, вызванных вирусами и бактериями. Существует острая форма этог...

Варикозные узлы на ногах В результате такого серьезного заболевания как варикоз на ногах появляются различные образования венозного характера. На определенной стадии заболевания возникают признаки болезни ...

Как удалить пластилин с одежды и текстиля Несмотря на то, что в последнее время появилось достаточно разнообразных материалов для лепки (гипс, полимерная глина), пластилин остается наиболее востребованным и популярным для ...

Аллергия на йод В медицинской практике йод и содержащее его препараты редко дают аллергическую реакцию. Но врачи должны помнить о возможности такой аллергии, так как широко применяют на практике т...

помощь детям
обои-календарь. декабрь 2016
мы в сети: