» Теория развития Масару Ибука

Теория развития Масару Ибука

Опубликовал: ,

Масару Ибука - президент фирмы "Sony", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов". Именно его теория, гласившая "После трех уже поздно", несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что "Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?"

Масару Ибука в 1969 году занялся созданием организации "Японская ассоциация раннего развития". Ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучению малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти неосознанное усилие. Обучая детей иностранным языкам и музыке в раннем детстве, доказал уникальные возможности детей в раннем возрасте.

"Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок. Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли".

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его, и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере. Мне хотелось бы объяснить особое использование слова "образ" в моей книге. Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство образца", "модель". Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже. Самое яркое свидетельство этой познавательной ранней деятельности - способность младенца различать лица людей. Структуры мозга формируются к трем годам. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.» 

"Меня часто спрашивают, - писал Масару Ибука, - помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Основная цель этой теории - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука считает, что главное - это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. "Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов".

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Скачать русскую демо-версию книги Масару Ибука "После трех уже поздно" можно здесь. Примечание - материал взят из открытых источников.

Читайте также:

Теория Масару Ибука
Тезисы Масару Ибука. Выводы ученого

Просмотров: 39981
распечатать
последние новости сайта

Уход за кожей в зимнее время В тёплое время года мы все выглядим замечательно, но приходит зима, наступают холода и уход за кожей нам оказывается просто необходим. Как правило, она бледнеет, становится шершаво...

Спальники для младенцев – роскошь или необходимост ... Обходя десятки магазинов в поисках самого лучшего «приданого» для малыша, многие родители сталкиваются с аксессуаром непонятного, на первый взгляд, назначения – спальным мешком. И ...

Что подарить ребенку на новый год 2017 До Нового 2017 года осталось совсем чуть-чуть. И буквально все вокруг уже начинают предновогоднюю подготовку: магазины украшают витрины, устраивают скидки и заполняют свои полки вс...

Кефирная диета: эффективно, вкусно и полезно Диета строгая, но из-за своей эффективности и дешевизны очень популярная в нашей стране. Если за короткое время, например, неделю - необходимо избавиться от пары-тройки килограммов...

Колики у малыша - справимся вместе! К сожалению, каждый новорожденный сталкивается с таким неприятным явлением, как колики. Оно характеризуется плачем ребенка и быстрыми движениями ножек к животику. Возникают колики ...

Физические нагрузки, не рекомендованные девочкам Спортивные нагрузки показаны далеко не всем. Особенно, если не следить за тем, как они выполняются. Чтобы тело будущей женщины сформировалось правильно и физические нагрузки не при...

помощь детям
обои-календарь. декабрь 2016
мы в сети: